ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 3

Все нотированные рукописи были составлены после вторжения арабов и отражают уже сложившийся репертуар. Рукописи из Кастилии и Леона исследователи относят к периоду до запрета испано-мосарабского богослужения на Соборе в Бургосе. Каталонских источников сохранилось немного, поскольку староиспанская традиция была быстро вытеснена римско-каролингской. Источники из Арагона исследователям неизвестны, «Антифонарий» X в. из Сан-Хуан-де-ла-Пенья или из Санта-Мария-ла-Реал-де-Нахера, по мнению исследователей, не использовался в местном богослужении. В Наварре центром создания рукописей была область Риоха (долина реки Эбро в районе города Логроньо) с монастырями Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Альбельда и Сан-Пруденсьо-де-Монте-Латурсе. Исследователи отмечают, что сходство со списками из Риохи имеют рукописи из монастыря Силос (Кастилия), которые отличаются хорошей сохранностью и непрерывностью традиции; с этим согласуется тот факт, что аббат Доминик (ум. в 1072/1073 г.), возродивший монастырь Силос, прежде был настоятелем в Cан-Мильян-де-ла-Коголья. Другим центром создания певческих рукописей в Кастилии был монастырь Сан-Пруденсьо-де-Валераника. Из Леона помимо известного исследователям «Антифонария» происходят фрагменты рукописей, оказавшиеся впоследствии в разных хранилищах, а также, как полагают исследователи, некоторые рукописи (или их протографы), находящиеся в Толедо. Списки Библии (IX–X вв. и Х в.; фрагменты Библии из Оньи) содержат лекционарную разметку, маргиналии к различным стихам, относящимся к песнопениям оффиция, а также нотацию к отдельным стихам Плача Иеремии, мелодии которых совпадают с содержащимися в «Антифонарии» из Силоса (XI в.; хранился в монастыре Сан-Росендо-де-Селанова). «Лекционарий» («Liber commicus»), в котором нотированы каденции некоторых чтений, представлен древнейшими фрагментами (начало VIII в., VIII–IX вв.; палимпсест) и полными списками (IX–X вв., 1067 г. (из Силоса); 1071 г.; 1073 г.; из Сан-Мильян-де-ла-Коголья). В Псалтири кроме псалмов содержатся певшиеся вместе с ними антифоны и респонсории, в ряде случаев нотированные (полные списки – X в.; из Сан-Мильян-де-ла-Коголья). Из сохранившихся фрагментов Псалтири нотацию для псалмов и антифонов содержит список конца XI в. Существование в испано-мосарабской традиции отдельного «Гимнария» не доказано, т.к. гимны, как правило, присоединяются к Псалтири или к «Книге библейских песней» («Liber canticorum»). В сохранившихся полных списках (IX–X или XII–XIII вв. (из Толедо); XI в.; из Силоса) гимны в отличие от антифонов не нотировались. «Антифонарий» даёт исследователям представление о певческой практике соборного богослужения в целом, т.к. содержит не только антифоны, но и все виды песнопений мессы и оффиция (за исключением седмичных). Исследователи предполагают, что ему предшествовал «Кантаторий» – сборник мелизматических песнопений для солиста, более простые песнопения для хора распределялись по разным видам книг. «Орационал» («Liber orationum») вместе с молитвами оффиция содержит антифоны (наиболее полный состав – в списке IX–X вв.), иногда нотированные или размеченные для пения, или только инципиты антифонов и респонсориев (например, в Веронском «Орационале»). «Liber ordinum» (аналог римских «Понтификала» и «Ритуала») также может содержать нотацию (рукописи 1052 г., 1039 г., конца X в.).

 



 
PR-CY.ru