ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕ

ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕ – древнейшая христианская певческая традиция Пиренейского полуострова, относящаяся к богослужению, которое получило у исследователей наименование испано-мосарабский обряд. Традицию связывать древнее христианское пение Испании с мосарабами исследователи объясняют тем, что большая часть сохранившихся памятников была создана в период арабского господства в Испании, в том числе на территориях, подконтрольных мусульманам. Название «вестготское пение» подчёркивает, что данная традиция, в основном, сформировалась уже в период господства вестготов (468–711 гг.). Более точным исследователи считают термин «староиспанское пение», который употреблял Х. Пинель для корпуса средневековых песнопений в отличие от названия «мосарабское пение», которым он обозначал более позднюю традицию, восходящую к реформе конца XV – начала XVI вв., проведённой в Толедо при архиепископах Педро Гонсалесе де Мендосе и Франсиско Хименесе де Сиснеросе. Исследователи предполагают, что на становление древнейшей певческой традиции Испанской церкви повлияло, с одной стороны, синагогальное пение в еврейских общинах Испании, с другой – в процессе последующей романизации Пиренейского полуострова –староримское пение. Существование собственной традиции церковного пения в Испании засвидетельствовано в VI в. в связи с первыми известными попытками унификации богослужения: в правиле 30 Собора в Агде (506 г.), в первом, втором и пятом правилах Собора в Барциноне (современная Барселона; 540 г.), в первом и девятом правилах Собора в Герунде (современная Жирона; 517 г.), во втором правиле Собора в Нарбоне (589 г.). Единства церковной практики, в том числе в области богослужения, требовали папа Симмах в письме Кесарию, епископу Арелатскому (514 г.), и папа Гормизд в письме Иоанну, епископу Тарраконы (517 г.). На четвёртом Толедском соборе (633 г.) под председательством Исидора Севильского (ум. в 636 г.), была предпринята унификация богослужения и церковного пения во всей Испании и Нарбоннской Галлии. Попытки епископов унифицировать богослужение и пение в VI–VII вв. свидетельствуют о формировании к этому времени разных традиций внутри Испано-мосарабского пения. Исследователи отмечают, что описания богослужения, содержащиеся в сочинениях епископа Исидора «Этимологии» и «О церковных службах», в целом соответствуют данным более поздних литургических рукописей. Раздел о музыке в «Этимологиях», основанный на «Установлениях» Кассиодора (ум. в 578 г.), стал одним из самых распространённых в раннесредневековой Западной Европе музыкально-теоретических текстов. Как составители церковных гимнов исследователям известны многие епископы древней Испанской церкви: брат Исидора Севильского Леандр, епископ Гиспальский (Севильский; ум. в 599 г.), Конанций, епископ Палланции (ум. в 639 г.), Евгений II (ум. в 646 г.), св. Ильдефонс (ум. в 667 г.) и Иулиан (ум. в 690 г.) Толетские, Иоанн (ум. в 631 г.) и Браулио (ум. около 651 г.) Цезаравгустанские. Так, в трактате епископа Исидора «О знаменитых мужах», продолженном Ильдефонсом, сказано, что епископ Леандр «для sacrificii, laudes и psalmi написал много сладкозвучных мелодий» (multa dulci sono composuit), епископ Евгений «пение, искажённое худшим употреблением, исправил через изучение мелодий» (cantus pessimis usibus vitiatos, melodiae cognitione correxit), а епископ Конанций «заново отредактировал многие мелодии» (melodias multas noviter edidit).

 



 
PR-CY.ru