ИСАГОГИКА - Страница 9

Так, в Германии существует деление исагогики на Einleitung (классическая исагогика, обсуждение литературно-критических проблем) и Einführung (помимо материала Einleitung включает обзор истории Израиля и теологию Ветхого Завета). В жанре Einführung написаны и некоторые англоязычные «Введения», в которых, как правило, само изложение построено не по принципу канона, а хронологически, например, Б. Андерсона (1957 г.), C. Шульца (1960 г.). По этому же принципу построена работа американца Уолтера Ли Хамфризa (1979 г.): хронологическое изложение истории ветхозаветной литературы и истории канона построено вокруг трёх «кризисов»: захвата Иерусалима при Давиде, разрушения города и храма армией Навуходоносора и катастрофы 70 г. н.э. Фактически его схема следует хронологии, принятой в книге немецкого востоковеда Э. Майера (1856 г.), – первым «Введении» исторического типа. Во «Введениях», в названиях которых присутствуют слова «происхождение», «становление», «рождение» и т.п., как правило, в отличие от классических критических «Введений» обсуждение истории создания отдельных книг начинается с их окончательной редакции, затем переходит к источникам и, наконец, к долитературной стадии. Совершенно иной тип «Введения», имеющий целью обсуждение текстов в их окончательном виде, а не в их становлении, создан Джоном Уильямом Роджерсоном и Филиппом Дейвисом, представляющими минималистическое направление в библеистике. Среди «Введений», уделяющих внимание богословским вопросам, исследователи отмечают работы Артура Вайзера (1939 г.), Анри Казеля (1973 г.), Эриха Ценгера (1995 г.) и Бреварда Чайлдза (1979 г.), одного из главных представителей канонической критики. В исагогике отразилось и развитие социологической школы интерпретации Библии в Америке. Большинство современных работ по исагогике написано протестантскими авторами. Среди католических работ по исагогике Ветхого Завета исследователи отмечают книги Р. Майера (1965 г.) и Э. Ценгера (1995 г.), последняя выдержала несколько изданий и переведена на русский язык (М., 2008 г.). В работе Э. Ценгера отражены новейшие критические теории и подходы, в частности, «кристаллизационная гипотеза» происхождения Пятикнижия. Современная израильская традиция интерпретации нашла отражение в трудах Г. Штембергера (1977 г. – общая история древнееврейской литературы), а также Г. Фландерса, Р. Граппса и Д. Смита (1996 г.). В начале 1970 гг. в одном из французских издательств предпринята попытка объединить «Введения», написанные авторами разных вероисповеданий. Важным моментом типологии введений в Ветхий Завет исследователи считают разделение их на так называемые технические (technical) и нетехнические (nontechnical). В работах первого типа есть весь необходимый справочный материал и научный аппарат, к каждому разделу даётся список литературы; как правило, изложение частной исагогики в таких работах организовано по каноническому принципу. В работах второго типа, обычно написанных в эссеистическом стиле, справочный и научный аппарат либо сведены к минимуму, либо вовсе отсутствуют. Для исагогики Ветхого Завета важны также работы, авторы которых не ставят перед собой задачу охватить всю литературу о Ветхом Завете. Так, одной из важнейших эпох истории Израиля (периоду изгнания и началу периода восстановления) посвящены книги Питера Акройда «Изгнание и восстановление» (1968 г.) и Р. Альберца «Эпоха изгнания» (2001 г.), в которых всесторонне обсуждаются тексты книг Ветхого Завета и других книг, предположительно созданных в эту эпоху: девтерономическая история (см. в ст. Исторические книги), Второисаия, Книги пророков Иеремии, Иезекииля и некоторые книги малых пророков.

 



 
PR-CY.ru