ИСАГОГИКА - Страница 6

Заметный вклад в исагогику Ветхого Завета внёс один из ведущих семитологов и библеистов второй половины XVIII в. – Иоганн Давид Михаэлис. Он снабдил свой перевод Ветхого Завета (1769–1786 гг.) подробным историческим и богословским комментарием. Наиболее важной его работой о Ветхом Завете исследователи считают исследование законодательства древнего Израиля (1770 г.), в котором И.Д. Михаэлис исходит из конкретно-исторической обусловленности законов Пятикнижия, следуя «Духу законов» Шарля Луи Монтескьё. «Введение в Ветхий Завет» (1787 г.) И.Д. Михаэлиса, ранее выпустившего первое немецкоязычное «Введение в Новый Завет» ( 1750 г.), не было закончено: вышла только первая часть первого тома, состоящая из подробного обзора Книги Иова и детального описания проблемы происхождения и авторства Пятикнижия без необходимого критического анализа и отчасти направленная против Иоганна Готфрида Эйхгорна, несколькими годами ранее опубликовавшего трёхтомное полное «Введение в Ветхий Завет». Фундаментальное «Введение в Ветхий Завет» И.Г. Эйхгорна (1781–1783 гг.) объединило тематику critica sacra и isagoge. Сугубо богословское прочтение ветхозаветных текстов, по его мнению, невозможно, ибо они представляют собой документы религиозно-политической жизни Израиля. Эпоха Просвещения, а также новые сведения о египетской религии, ставшие достоянием науки, обусловили представления о роли «египетского просвещения» в формировании законов и институций древних евреев: Моисей, хорошо знакомый с египетской культурой, выступает просветителем еврейского народа и знакомит его с прогрессивной идеей единобожия, которую народ постепенно усваивает. Подчёркивается роль традиции в формировании текста Ветхого Завета, которая вначале передавалась изустно, затем в рукописной форме через храмовую библиотеку и частные собрания текстов обрела окончательный вид. Обращаясь к Пятикнижию, И.Г. Эйхгорн проводит анализ источников, руководствуясь принципами Жана Астрюка. Исследуя Книгу пророка Исаии, он указал на особый характер перикопы Ис. 24–27 (впоследствии названной «Апокалипсис Исаии») и высказал предположение о том, что с главе 40 текст отражает эпоху плена и принадлежит не Исаии, а другому автору. После выхода в свет второго издания «Введения в Ветхий Завет» (1787–1790 гг.) И.Г. Эйхгорн опубликовал «Введение в ветхозаветные апокрифы» («Einleitung in die apokryphischen Schriften des AT». Lpz., 1795 г.). Если работу И.Г. Эйхгорна, содержавшую много историко-критических наблюдений, можно за отдельные положения считать консервативной и традиционной, то исагогические сочинения Вильгельма Мартина Либерехта Де Ветте написаны в последовательно критическом духе. Его «Очерки введения в Ветхий Завет» (1806–1807 гг.) были посвящены проблеме сопоставления двух главных повествований об истории царств Израиля и Иудеи – Книг Царств и Книг Паралипоменон, а также основным проблемам происхождения Пятикнижия. В «Учебнике историко-критического введения в Ветхий Завет» (1817 гг.) В.М.Л. Де Ветте впервые представил развёрнутую программу историко-критического исследования Ветхого Завета. К моменту выхода книги В.М.Л. Де Ветте уже высказал важные гипотезы о происхождении и датировке Второзакония, исторических книг (Нав. – 4 Цар.), а также сделал ценные наблюдения, анализируя текст Книг Паралипоменон. Ветхий Завет в его учебнике рассматривается принципиально как исторически обусловленное явление, экзегеза книг Ветхого Завета подчинена законам исторического исследования. Почти каждый текст Ветхого Завета несёт уникальную религиозную весть, отвечавшую запросам того или иного момента истории.

 



 
PR-CY.ru