ИСАГОГИКА - Страница 3

Греческий автор V в. Адриан, принадлежавший к Антиохийской экзегетической школе, посвятил небольшое сочинение «Введение в Божественные Писания» (около 450 г.) некоторым общим вопросам интерпретации Ветхого Завета. Сочинение Адриана, по словам самого автора посвящённое «духу еврейского языка», тропам и фигурам речи, относится, скорее, к библейской герменевтике. Структурно и содержательно это сочинение напоминает риторические трактаты эпохи поздней Античности. Писатель и государственный деятель, а позже монах Кассиодор (около 487 – около 578 гг.) в сочинении «Institutio divinarum lectionum» касался вопросов текстологии, канонического статуса и авторства книг Ветхого Завета, их содержательных и стилистических особенностей (подобным же образом он рассматривал секулярную литературу во второй части «Введения»). Здесь он привёл список толкователей, способствовавших пониманию Священного Писания (introductores Scripturae divinae), куда помимо Адриана включил донатиста Тихония (около 380 г.), Августина Блаженного (354–430 гг.), Евхерия Лионского (ум. около 450 г.) и Юнилия Африканского (ум. около 550 г.). Труды упомянутых монахом Кассиодором авторов содержат преимущественно герменевтические правила толкования Священного Писания. Вопросы исагогики рассматриваются в них лишь частично. Больше всего этими вопросами занимался Юнилий Африканский (две книги «Institutia regularia divinae legis»); его труд – вольная латинская обработка библейского «Введения» несторианина Павла из Персии. Своими «Введениями» («Prooemia») в Священное Писание известен также Исидор Севильский. В этой работе он изложил библейские книги самым кратким образом. Четвероевангелие автор рассматривал как единую часть канона, так же как и Послания апостола Павла, но при этом отметил и характерные отличия отдельных Евангелий. Так, Евангелие от Матфея было написано в Иудее, от Марка – в Италии, от Луки – в Ахайе, а от Иоанна – в Малой Азии. Указание на место написания – важный компонент поздней исагогики. Элементы современной исагогики обнаруживаются в работах раннехристианских авторов при обсуждении вопросов авторства того или иного библейского текста (признавался как один из критериев каноничности); для исследователей очевиден учёт авторами роли адресата при написании текста или общей исторической и географической информации. Ипполит Римский в толковании на псалмы несколько отходит от традиции, признававшей царя Давида автором всех псалмов. Не отрицая Давидово авторство вообще, он, однако, допускает, что отдельные псалмы могли быть написаны несколькими авторами. «Церковная история» Евсевия Кесарийского содержит информацию о сомнениях в авторстве некоторых канонических текстов. Христианские авторы были вынуждены обосновывать его авторство дополнительными аргументами, ставя таким образом исагогические вопросы в современном смысле. Например, очень рано предметом споров стало авторство Послания к Евреям. Уже Климент Александрийский ввиду стилистических особенностей послания был вынужден обосновывать Павлово авторство. Ориген также отмечает языковые и стилистические отличия этого послания, но доказывает авторство апостола Павла сходством богословия этого послания с богословием других Посланий апостола.

 



 
PR-CY.ru