ИСАГОГИКА - Страница 2

Древнейшим памятником, содержащим исагогическую информацию Нового Завета, исследователи считают канон Муратори, который датируют около 200 г. (в последнее время – начало IV в.; однако эта гипотеза не получила широкого распространения). В каноне Муратори не только перечисляются канонические книги, но и приводятся краткие сведения об авторах, о содержании и подлинности текстов. Ко второй половине II в. исследователи относят также так называемые Прологи Маркиона к признаваемым Маркионом десяти Посланиям апостола Павла, а также антимаркионитские прологи к четырём Евангелиям (из них сохранились только три: на Евангелия от Марка, от Луки и от Иоанна) и к Посланиям апостола Павла. Позже появилось много аналогичных прологов. Отдельные исагогические вопросы рассмотрены в произведениях ранних церковных писателей и отцов церкви: Папия Иерапольского, Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, Евсевия Кесарийского, Иеронима Стридонского, Августина Блаженного, Руфина Аквилейского и др. Иустин Философ (ум. в 166 г.) обсуждал вопросы сохранности текста Ветхого Завета. Ириней Лионский (конец II в.) утверждал изначальную каноничность Четвероевангелия в церкви. Мефодий Патарский (ум. в 312 г.) впервые пытался определить границы ветхозаветного канона. Ориген (185–254 гг.) осуществил первое научное текстологическое исследование Ветхого Завета («Гекзаплы»), не имевшее аналогов в древности. «Отцом» исагогики Ветхого Завета в более широком смысле иногда называют Иеронима Стридонского, который занимался, прежде всего, вопросами истории текста Ветхого Завета. Исагогические проблемы, связанные с критикой текста, со структурой канона еврейской Библии, а также некоторые вопросы поэтики и стиля изложены в прологах Иеронима Стридонского к его переводам отдельных книг и некоторых разделов Ветхого Завета. Интерес к этим темам также характерен и для его работ по Новому Завету. Так, в «Прологе к “Комментарию”» на Послание Филимону Иероним Стридонский обсуждает авторство и время составления послания. Большое значение для исагогической науки имеют «Синопсис Священного Писания» Иоанна Златоуста и «Синопсис Священного Писания» Афанасия Великого, в основном, посвящённые изложению содержания книг Ветхого и Нового Заветов. Оба сочинения считаются неподлинными, датируются предположительно V–VI вв. В синопсисах много дословных совпадений; история этих текстов, по мнению исследователей, имеющих общий источник, до конца не ясна. Теодор Цан пришёл к выводу, что текст, приписываемый Афанасию I Великому, более поздний (он мог быть скомпилирован с использованием синопсиса, приписываемого Иоанну Златоусту). Оба синопсиса не ограничиваются только изложением содержания книг Библии, в них раскрывается структура канона, в частности, его жанровый состав, даются пояснения к названиям книг Ветхого Завета. Для некоторых книг приводится традиционное мнение об их авторстве, иногда высказываются сомнения в его верности. Своего рода общее введение, в котором обсуждается та или иная книга Ветхого Завета, дал в предисловии к своим комментариям Феодор Мопсуестийский. В них он рассмотрел данные об авторах и о датировке, а также содержание книги; исследовал мотивы и замысел авторов, большое внимание уделил вопросу о месте книги в историческом контексте.

 



 
PR-CY.ru