ИОАНН КИТРИОТ

ИОАНН КИТРИОТ (первая половина XIII в.) – епископ Китрский, канонист. Кафедра, которую возглавлял Иоанн Китриот, входила в состав Фессалоникийской митрополии. До хиротонии жил и учился в Константинополе; скорее всего, по мнению исследователей, принадлежал к группе юристов, критиковавших работы наиболее известного византийского канониста того времени Феодора IV Вальсамона; суть разногласий исследователям неясна (об этом есть лишь упоминание в тексте канонических ответов Иоанна Китриота). По мнению исследователей, занимал кафедру в период, когда Охридской архиепископией управлял Димитрий II Хоматиан (ум. после 1236 г.). Рене Обер де Верто предположил, не приводя доказательств, что Иоанн Китриот является одним лицом с Иоанном Секутином, епископом Китрским, который в 1294 г. был председателем церковного суда в Фессалонике. Эту возможность полностью отрицает Жан Даррузес, который датирует канонические ответы Иоанна Китриота на основании анализа употребления автором терминологии придворных и церковных чинов. Именем Иоанна Китриота подписаны две редакции канонических ответов, обращённых к митрополиту Диррахия Константину Кавасиле. Первая редакция представляет собой сборник, состоящий из 16 ответов, который известен исследователям по нескольким рукописям XIII в. и более поздним (опубликован впервые в 1573 г., затем в «Синтагме», изданной Г. Раллисом, и в «Патрологии» Жан Поля Миня). Некоторые исследователи сомневались в аутентичности ответов Иоанна Китриота и пытались приписать их его современнику Димитрию II Хоматиану на основании того, что восемь ответов известны также в собраниях канонических сочинений Хоматиана. Однако в настоящее время, после исследования вопроса Ж. Даррузесом, авторство Иоанна Китриота признаётся. В ответах не содержится какой-либо враждебности по отношению к латинянам, которые в тот период создали сеть государств Латинской Романии и управляли в том числе территорией Македонии. Исследователи  полагают, что равнодушие Иоанна Китриота к проблеме взаимоотношений греков и крестоносных завоевателей отражает политику сотрудничества греческой и западноевропейской элиты, которая довольно успешно проводилась в Фессалоникийском королевстве в первые десятилетия XIII в. Ответы Иоанна Китриота исследователи считают одним из памятников истории Константинопольской церкви, когда в период латинского завоевания многие византийские провинциальные кафедры продолжали существовать, лишившись духовного окормления Константинопольской патриархии. В XIII в. многие вопросы, касающиеся вероучения и епархиальной жизни, приходилось решать совещанием епископов на местах. В результате появились памятники, подобные ответам Иоанна Китриота. Большинство из них касаются частных вопросов церковного быта либо ведения судебных дел, подлежащих церковной юрисдикции, и во многом раскрывают особенности повседневной жизни византийцев той эпохи. Вторая редакция канонов состоит из 33 вопросов и ответов, из которых только первый, шестой и двадцать девятый совпадают с текстом первой редакции. В XIV в. она вошла в состав «Синтагмы канонов» Матфея Властаря в качестве приложения, надписанного именем Иоанна Китриота. Именно вторая редакция и её славянский перевод получили наибольшее распространение в восточно-христианской традиции. В конце XIX в. в результате исследования и издания кардинала Жана-Батиста-Франсуа Питра канонических трудов Димитрия II Хоматиана было установлено, что из второй редакции ответов Иоанна Китриота 21 совпадает с ответами, известными по сборникам Хоматиана, и соответственно принадлежит его авторству. Ещё десять ответов написаны Александрийским патриархом Марком III (около 1180 – 1209 гг.), и лишь два остаются неидентифицированными, но по содержанию они вряд ли могут быть приписаны, по мнению исследователей, Иоанном Китриотом.

 
PR-CY.ru