ИЕРИЙСКИЙ СОБОР - Страница 4

В шестой части речь идёт об «истинной иконе» Христа: в понимании участников Иерийского собора такой «иконой» является евхаристия. Согласно гипотезе С. Геро, именно в этом вопросе позиции императора Константина V и участников Иерийского собора разнились наиболее сильно: учение Константина V, отвергнутое Иерийским собором как чрезмерно радикальное, предполагало «единосущие» тела Христова и евхаристии, в тексте ороса эта идея не была отражена. Седьмая часть посвящена вопросу об основаниях иконопочитания в традиции и об образах святых и Пресвятой Богородицы: иконы «лжеименны», они не имеют основания в традиции, нет молитвы, которая бы освящала их. При этом отрицание икон распространяется и на образы святых и Пресвятой Богородицы, поскольку, согласно оросу Иерийского собора, такие иконы являются идолами. Святые всегда живы для Бога, хотя и преставились, отсюда и богохульно пытаться оживить их мёртвым искусством. «Эллинское искусство» не может изобразить Богоматерь, вместившую полноту Божества, и святых, которых «мир не был достоин» (Евр. 11:38). Восьмая часть представляет собой сборник цитат из Священного Писания (Ин. 4:24; 1:18; 5:37; 20:29; Втор. 5:8; Рим. 1:23–25; 2 Кор. 5:7, 16; Рим. 10:17) и творений отцов церкви. Патристическая часть состояла из семи свидетельств, принадлежащих Епифанию Кипрскому (седьмым Вселенским собором признано подложным), Григорию Богослову, Иоанну Златоусту, Афанасию I Великому,Иконийскому епископу Амфилохию, Феодоту Анкирскому (седьмым Вселенским собором признано подложным) и Кесарийскому епископу Евсевию. Значительная часть свидетельств приводилась в защиту положения о добродетелях святых как об их «одушевлённых иконах. Из Деяний седьмого Вселенского собора исследователям известно, что в ходе заседаний Иерийского собора обсуждались и иные патристические свидетельства, не включённые в орос. В частности, рассматривались выдержки из письма Нила Анкирского Олимпиодору. Эти цитаты распространялись среди участников Иерийского собора в виде листков с выписками, о подложном характере которых впоследствии писали иконопочитатели, называя их «лжелистками». В девятой части ороса были сформулированы решения Иерийского собора: всякая икона должна быть извергнута из церквей; налагался запрет на изготовление, поклонение, установку в церкви или в частном доме и сокрытие иконы; уличённый в чём-либо из перечисленного иерей должен быть извержен из сана, а мирянин или монах – подвергнут анафеме. Это наказание будет сопровождаться также преследованием со стороны светских властей.

 



 
PR-CY.ru