ИЕРИЙСКИЙ СОБОР - Страница 3

Год спустя иконоборческий Собор 815 г. подтвердил статус Иерийского собора как Вселенского и признал его решения. Окончательное осуждение Иерийского собора и всей иконоборческой доктрины произошло только в 843 г. Основные положения учения Иерийского собора нашли отражение в его оросе. Структурно он распадается на несколько частей. В первой части приводятся краткие сведения о том, кем и где созван Иерийский собор. Во второй части изложена история возникновения иконопочитания, названного в оросе «ересью»: ненавидя установленный Богом порядок и спокойствие, денница заставил человека поклоняться твари вместо Творца, однако Бог через Воплощение освободил человека от идольского служения и научил поклонению «в духе и истине» (Ин. 4:23). Учение Христа и апостолов защищалось св. отцами, которые собирались для этого на Вселенские соборы. Дьявол не вынес такого благолепия и «под личиной христианства» вновь обманом ввёл идолопоклонство, убедив «почитать Богом тварь, называя её именем Христа». В третьей части рассказывается о том, как был созван Иерийский собор. В четвёртой – изложена история шести Вселенских соборов и декларируется преемственность Иерийского собора по отношению к ним: перечисляются имена императоров, при которых были созваны Соборы, имена еретиков, чьи учения были осуждены, приводятся основные положения этих еретических учений. Четвёртая часть завершается кратким фрагментом вероисповедного характера, суммирующим христологическое учение Вселенских соборов. В действительности орос Иерийского собора прямо противоречит правилу 82 Трулльского собора, что было позже отмечено православными полемистами. Пятая часть представляет собой осуждение иконописи и содержит следующую христологическую дилемму: изучив соборные определения, участники Иерийского собора пришли к выводу, что «искусство живописи» противоречит им, поскольку напоминает одновременно и ересь Нестория, и ересь Ария. Поэтому цель ороса заключается в том, чтобы доказать заблуждения создающих иконы и поклоняющихся им. Иконописец пытается совершить нечто невозможное: поскольку к иконе применимо имя Христос, которое обозначает и человека, и Бога, то иконописец либо «описал (т.е. ограничил)… вместе с описанием тварной плоти и неописуемое Божество», либо «подверг слиянию неслитное… соединение». Возможный ответ иконопочитателей: изображается лишь видимая и осязаемая плоть, ведёт к несторианству, поскольку ни плоть, ни душу Христа нельзя мыслить отдельно от Божества. Изображение Христа ведёт либо к признанию полного слияния природ и описуемости Божества, либо к признанию плоти отдельным лицом, «имеющим собственную ипостась», что ведёт к прибавлению четвёртого лица к Троице (эти ереси противоположны друг другу, но одинаково нечестивы).

 



 
PR-CY.ru