ИЕРИЙСКИЙ СОБОР - Страница 2

В то же время у исследователей есть все основания полагать, что император участвовал в отборе патристических свидетельств, включённых в орос Иерийского собора, хотя в некоторых случаях участники Собора отказывались согласиться с его решениями в этом вопросе. В Иерийском соборе принимали участие 338 епископов. В отсутствие Константинопольского патриарха (патриарх Анастасий, вероятно, участвовавший в подготовке Иерийского собора, скончался либо в январе 754 г., либо в день открытия Собора) председателем стал архиепископ Эфесский Феодосий. В числе идеологов Иерийского собора исследователи называют также митрополита Перги Памфилийской Сисиния Пастилласа и епископа Антиохии Писидийской Василия Трикаккава. Все трое были анафематствованы в 787 г. и в 843 г. В Иерийском соборе не принимали участия представители Римского престола и Восточных патриархатов, хотя первые, как полагают исследователи, находились в тот момент в Константинополе. Это обстоятельство впоследствии дало возможность православным полемистам оспаривать претензию Иерийского собора на статус Вселенского. Первые заседания Иерийского собора проводились в императорском дворце в Иерии (пригород Константинополя на азиатском берегу пролива Босфор на полуострове к югу от Халкидона, ныне район Фенербахче в черте Стамбула), последнее – во Влахернской церкви Богородицы в Константинополе. 8 августа император провозгласил новым патриархом бывшего епископа Силейского Константина, который, по мнению исследователей, уже председательствовал на этом заседании. После завершения Иерийского собора, 27 августа, как сообщает Феофан, епископы собрались на форуме, где в присутствии патриарха Константина II и императора было публично прочитано вероучительное определение и произнесены анафемы Константинопольскому патриарху Герману I, Кипрскому архиепископу Георгию I и Иоанну Дамаскину. Несмотря на официальное осуждение седьмым Вселенским собором, Иерийский собор признавался некоторыми епископами Вселенским и в период между 787 и 815 гг. С целью пресечь подобные настроения в 809 г. по заказу патриарха Никифора I Стефаном Диаконом было создано «Житие Стефана Нового», в котором в доступной форме излагалось сложное для понимания и пространное осуждение ороса Иерийского собора седьмым Вселенским собором. В то же время исследователям известно, что текст ороса Иерийского собора имел и самостоятельное хождение (вне опровержения), по крайней мере, в самом начале второго периода иконоборчества, т.е. спустя немногим меньше 30 лет после осуждения. По сообщению другого источника, комиссия, которой руководил будущий Константинопольский патриарх Иоанн VII Грамматик, созванная летом 814 г. императором Львом V Армянином для поиска святоотеческих свидетельств в пользу иконоборчества, не могла справиться со своей задачей до тех пор, пока не отыскался орос Иерийского собора, из которого и были взяты необходимые цитаты.

 



 
PR-CY.ru