ИСААК

ИСААК (ум. в 306 г.) – мученик из Тифре (память в Коптской церкви 6 пашонса/башанса; 1 мая). Мученичество Исаака было написано на бохайрском диалекте коптского языка и дошло в трёх рукописях. Автор, называющий себя Христофором, сообщает, что он был свидетелем и участником описываемых событий, однако на основании стилистических особенностей Мученичество исследователи датируют VII–VIII вв. В это время в коптской литературе активно создавались корпусы текстов, связанных с именем того или иного святого, по принятому в коптологии наименованию – циклы. Однако Мученичество Исаака не входит ни в один из них. Арабский перевод Мученичества, сохранившийся в нескольких рукописях, не издан; его краткая редакция вошла в состав копто-арабского Синаксаря (XIII–XIV вв.). Впоследствии оно было переведено митрополитом Саламой (1348–1388 гг.) на эфиопский язык. Исаак, 25-летний христианин, жил в селении Тифре (араб. Дифра), рядом с городом Панау в дельте Нила. После того как префект Кулькиан обнародовал в Александрии антихристианский эдикт римского императора Диоклетиана, Исааку явился ангел с призывом публично исповедать веру в городе Тауба, к югу от Александрии. Несмотря на уговоры родителей, Исаак отправился к Кулькиану и, дождавшись его выхода из бани, объявил себя христианином. Правитель должен был ехать в другой город и до своего возвращения поручил стеречь Исаака воину Дионисию, который уговаривал Исаака согласиться на жертвоприношение языческим богам. Однако, став свидетелем чудесного исцеления слепого по молитве Исаака, Дионисий обратился в христианство. Вернувшись, префект повелел казнить своего подчинённого; Дионисий был обезглавлен 5 пашонса/башанса (30 апреля). Исаак был отправлен в город Пшати (Никиу), подвергнут пыткам, а затем передан правителю Арриану, который увёз его на юг. Во время переправы на судне Исаака вернул зрение одному из матросов. После прибытия в Антиною, столицу провинции Фиваида, Исаак был заключён в тюрьму, где находились другие христиане, в том числе Апатер (в его Мученичестве есть упоминание об Исааке). После судебного разбирательства и пыток Исаак был отправлен в Таубу и там обезглавлен. Год кончины Исаака был установлен К. Вандерслейен на основании синхронного упоминания в Мученичестве префектов Кулькиана и Арриана. По словам автора Мученичества, он сам перенёс тело Исаака в Тифре, где на месте дома святого была возведена церковь во имя мученика. Согласно Абу-ль-Макариму (конец XII – начало XIII вв.), в церкви города Эль-Кейс, или Дафу, хранились мощи мученика Исаака; это сообщение исследователи обычно относят к Исааку, предполагая, что Дафу является искаженным написанием топонима Дифра. В 1386 г. мощи Исаака были перенесены в церковь Пресвятой Богородицы «аль-Муаллака» в Старом Каире. Сказание о перенесении мощей сохранилось в арабской рукописи XV в. Часть мощей Исаака находится в монастыре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун. Исаак также считается покровителем монастыря Голубя (Дейр-эль-Хамам; Дейр-Абу-Исхак) в Файюме; во имя мученика освящена часовня обители. В церкви св. Меркурия одноимённого монастыря в Старом Каире есть икона XIII в. с изображением Христа, архангелов, пророков и шести мучеников-всадников (первоначально их было десять), в том числе Исаака. В нижней части иконы изображены в миниатюре спеленатые мощи Исаака на повозке, в которую впряжены быки. Исследователи считают это изображение одним из древнейших свидетельств коптской традиции устраивать парадное шествие с мощами святого в день его памяти.

 
PR-CY.ru