ИОАНН - Страница 4

По мнению исследователей, события развивались следующим образом. Хазары не вводили прежде свои войска, однако вскоре после 784 или 787 г. хаган захватил столицу готов Дорос и поставил там гарнизон. Возможно, Дорос – это позднейший город Феодоро (ныне руины на горе Мангуп, Юго-Западный Крым). Фраза «их (т.е. готов) крепость» (а не «одна из крепостей готов») может обозначать столицу Готии. Размещение хазарского гарнизона в Доросе описывается как нововведение, вызванное захватом Готии. В ответ готы объединились против хазар, причём, по-видимому, Иоанн был инициатором этого, т.к. лично изгнал хазарский гарнизон из Дороса. Кроме того, в Житии не прослеживается прямой заинтересованности Византийской империи в таких действиях и неизвестно, был ли ей выгоден конфликт с хазарами, грозивший опасностью византийскому Херсону. Из текста источника неясно, кто захватил ущелья («клисуры» – горные проходы) Крымских гор: Иоанн или хаган – и то и другое было бы логично в ходе вооружённого конфликта. Способность Иоанна вести военные действия исследователи готовы объяснить его происхождением. В четвёртой главе упоминается «народ» Иоанна (другой возможный вариант перевода – «войско»): он изгоняет хазар из Дороса. По мнению исследователей,  это наименование идентично «всему народу (Готии)», с которым объединился Иоанн, не являясь уроженцем Готии, но автор Жития называет готов «его собственным народом», т.к. святитель был «епископом готов». Определённое отчуждение могло здесь быть обусловлено и тем, что Иоанн был родом из горной Готии. Очевидно, что «одно селение», предавшее Иоанна, и «его собственный народ», выдавший его, не идентичны. По мысли автора Жития, народ «выдал хазарам» Иоанна тем, что сдался на милость хагана, в то время как собственно «предало» его (т.е., по мнению исследователей, дало арестовать) какое-то «одно селение». В среде готов явно присутствовали разные позиции в отношении этого конфликта, и епископ впоследствии подвергался обвинениям в напрасной гибели людей. Под хазарскими архонтами имеются в виду либо наместники хагана в Крыму, либо хазарские власти вообще (ср. существование двоевластия хана и бека у хазар). Из других источников «господин Готии» исследователям неизвестен. По мнению исследователей, под «архонтами Готии» понимались правители отдельных частей Готии, подчинявшиеся «господину Готии». Хаган наказал 17 готов, однако массовых репрессий готы избежали, видимо согласившись выдать Иоанна как зачинщика сопротивления. В Житии при описании этого момента употребляется глагол, который исследователи понимают как «забрил», а весь пассаж переводят как «17 человек забрил в рабы»; однако более правильным в данном случае исследователи считают значение «обезглавил», иногда встречающееся в византийской литературе, что косвенно подтверждается в восьмой главе, где Иоанна несправедливо обвиняют именно в «смерти» невинных людей.

 



 
PR-CY.ru