ИОАНН

ИОАНН (ум. между 820 и 829 гг.) – митрополит Сардский, исповедник, святитель (память  в Византийской церкви 17 декабря). Сведения о жизни Иоанна чрезвычайно скудные. Единственным источником являются письма Феодора Студита. Исследователям известно, что Иоанн стал преемником митрополита Евфимия Сардского, после того как тот был низложен и отправлен в ссылку (конец 803 – начало 804 гг.). Впоследствии Иоанн также пострадал от преследований императора Льва V (813–820 гг.). Он предстал перед иконоборческим Собором в 815 г., после которого был сослан и заключён в крепость. Феодор Студит восхищался его стойкостью в противостоянии иконоборцам, а также сожалел о тяжёлой болезни Иоанна. Существует также письмо, адресованное Навкратию, где Феодор Студит упоминает о слухах, согласно которым будто бы был обезглавлен епископ Сардский, «какой именно, не определено». Ж. Паргуар считает, что здесь подразумеваются Евфимий и Иоанн, т.к. в то время они оба были живы и находились в ссылке. Последнее послание, адресованное Иоанну, было написано в период правления императора Михаила II Травла (820–829 гг.), после этого упоминания об Иоанне исследователи не встречают. Поскольку в письме сказано о тяжёлой болезни епископа и его преклонных летах, исследователи предполагают, что вскоре после этого он скончался. В византийской традиции с именем Иоанна Сардского связан целый ряд сочинений, которые исследователи делят на два типа. Во-первых, это агиографические сочинения: Жития великомученицы Варвары и мученика Никифора (издано С. Евфимиадисом в 1991 г., является переложением древнего Мученичества). Во-вторых, риторические сочинения: Схолии к Гермогену и Комментарии на «Прогимнасмы» Афтония. Оба сочинения были обнаружены и изданы Х. Рабе в Лейпциге в 1928 и 1931 гг. Источниками для создания Комментариев на «Прогимнасмы» Афтония послужили сочинения александрийских комментаторов Аристотеля, а также «Прогимнасмы» Феона и Сопатра (ныне утраченные). Вопрос о датировке и об авторстве этих сочинений является дискуссионным. Издатель Х. Рабе датирует их второй половиной Х в. и предполагает существование одноимённого Сардского митрополита (неизвестного по другим источникам). Ханс Георг Бек считает автором Иоанна; К. Фосс приписывает их другому Иоанну, митрополиту Сардскому, который жил примерно в то же время и также был исповедником в период иконоборчества. Авторство Схолий к Гермогену исследователям установить ещё сложнее, т.к. имя автора в произведении не указано. Однако Х. Рабе всё же приписывает их Иоанну, хотя с полной уверенностью исследователи могут лишь утверждать, что эти произведения были созданы раньше второй половины XI в., т.к. от этого времени сохранилось упоминание монаха Иоанна Доксопатра об Иоанне Сардском как об авторе Схолий к Гермогену. Память Иоанна встречается в месяцесловах некоторых византийский Евангелий XI в., где он назван преподобным.

 
PR-CY.ru