ИОАНН

ИОАНН (ум. во второй четверти XIV в.?) – благоверный князь Путивльский, мученик (память в Неделю вторую по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). В большинстве списков Любецкого синодика, содержащего как самостоятельный отдел поминание черниговских князей (текст, известный исследователям в списках второй половины XVII – XVIII в., восходит к первой четверти XV в.), есть память «князя Ивана Путивльского, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы» (Киево-Печерский музей-заповедник, вторая половина XVII в.). В наиболее раннем списке Любецкого синодика, который сохранился в составе синодика церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Киево-Печерской лавры (Киево-Печерский музей-заповедник), Иоанн назван после Путивльского князя Ивана Романовича (ум. в первой четверти XIV в.), раньше Киевского князя Владимира Ивановича. Введение в научный оборот указанного списка Любецкого помянника позволяет исследователям отказаться от предложенного ранее отождествления Иоанна с князем Владимиром Ивановичем. Прежде введения в научный оборот списка Киево-Печерского музея-заповедника время жизни Иоанна на основе свидетельств дефектных списков Любецкого синодика исследователи ошибочно относили к XIII в. или к рубежу XIII и XIV вв. В ряде случаев Иоанна отождествляли с его возможным отцом – Путивльским князем Иваном Романовичем, в котором ошибочно видели сына Северского князя Романа Игоревича (по мнению исследователей, правильнее считать, что Иван Романович принадлежал к старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей и был потомком святого князя Святослава (Николая) Ярославича). Учитывая время жизни предполагаемого отца Иоанна, исследователи склонны думать, что Иоанн жил в первой половине XIV в. Правление Иоанна в Путивльском княжестве пришлось на период усиления власти над землями Руси Золотой Орды, которой управлял хан Узбек (1313–1341 гг.). Это время характеризуется некоторой стабилизацией экономической жизни на юге Руси, возрождением ряда городов (опустевших в XIII в. в результате установления монгольского ига). Активная деятельность древнерусского населения в Путивле в XIV–XV вв. исследователи подтверждают находками здесь предметов материальной культуры этого времени. Желая вовремя получать «выход» и «царевы запросы», Узбек неоднократно прибегал к репрессиям в отношении правителей подчинённых народов вплоть до казней.

 



 
PR-CY.ru