ИОАНН

ИОАНН (ум. после 1097 г., по мнению исследователей, раньше 1108 г.) – игумен Киево-Печерского монастыря, преподобный (память во вторую Неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Иоанн стал настоятелем обители после Никона Великого; ко времени игуменства которого (1078–1088 гг.) относится сообщение Киево-Печерского патерика, в котором об Иоанне говорится как об одном из печерских монахов – «преподобных отцов... богоносцев», изгнавшем беса из затворника Никиты. В 1089 г., «игуменьство держащю Иоанну», сонм духовенства во главе с Киевским митрополитом Иоанном II освятил Успенский собор в Киево-Печерском монастыре («Полное собрание русских летописей», том 1). В патерике сообщается, что это произошло «в первое лето игуменьства Иванова». Также рассказывается о том, что долго не удавалось найти мастера, который бы изготовил для храма каменную «трапезу» (престол), и «игумен в велице печали бысть»; через несколько дней у алтарной преграды собора монахи нашли чудесным образом появившуюся там «дъску камену положену и столпцы на строение трапезе». В игуменство Иоанна, согласно патериковому рассказу, произошло чудо от иконы Божьей Матери в Успенском соборе, когда боярин Сергий, утаивший наследство своего друга Иоанна и не желавший отдать его законному наследнику юному боярину Захарии (см. Иоанн и Захария, преподобные, Киево-Печерские), чудесным образом был наказан, что заставило его вернуть золото и серебро. Захария принял постриг в Киево-Печерском монастыре и дал вкладом отцовское наследство, на которое был построен придельный храм во имя св. Иоанна Предтечи. В 1091 г. при непосредственном участии Иоанна произошли обретение мощей преподобного Феодосия Печерского и перенос их в Успенский собор. «Игумен и черноризцы, свет створше, реша: “Не добро есть лежати отцю нашему Феодосьеви кроме манастыря и церкви своея”». За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен повелел «рушити, кде лежать мощи». Придя к автору летописного рассказа об этом событии, Иоанн вместе с ним отправился в пещеру, где был погребён Феодосий (традиционно автором данного летописного повествования считался Нестор, но после исследования Юрия Александровича Артамонова у исследователей есть основания полагать, что это был не известный по имени книжник, работавший над Начальным сводом). В пещере они наметили место поиска мощей и втайне от братии (кроме двух привлечённых к делу иноков) начали раскопки. Когда мощи были обретены нетленными, Иоанн с несколькими монахами вынесли их из пещеры. 14 августа состоялось перенесение мощей Феодосия в Успенский собор с участием епископов, игуменов, монахов, белого духовенства и мирян (митрополичья кафедра в это время была вакантной). К 1089–1094 гг. исследователи относят события, изложенные в патериковом «Слове о блаженем Агапите лечци». От Черниговского князя Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха к Иоанну пришёл посланец с просьбой отпустить к тяжелобольному князю знаменитого лекаря Агапита, врача безмездного. Игумен повелел монаху идти в Чернигов, однако тот не хотел покидать монастырь, ссылаясь на данный обет. «Принужден же быв игуменом», Агапит послал князю «зелие от своея яди», от которого тот исцелился.

 



 
PR-CY.ru