ИОАНН

ИОАНН – мученик (память 9 июля), «персидский царь», упомянут в Житии Феодора Эдесского (IX в.). Согласно греческой версии Жития, Феодор Эдесский покинул из-за притеснения со стороны еретиков (манихеев, несториан, монофизитов) свою кафедру и отправился для разрешения конфликта в Багдад («Вавилон»). Там он был представлен царю Мавии, который был тогда серьёзно болен, и исцелил его. В благодарность царь распорядился о возвращении церковного имущества православным Эдессы и об изгнании из города еретиков, если те не примут православие. Во время личных встреч Феодор убедил правителя в истинности христианства и после катехизации крестил его с именем Иоанн в реке Тигр вместе с тремя слугами-аланами. Восприемником был племянник и спутник Феодора Василий, впоследствии епископ Эмесский и автор Жития. Иоанн пожелал иметь у себя частицу Животворящего Креста и отправил через Феодора письмо с просьбой об этом в Константинополь. Император Михаил III (842–867 гг.) и императрица Феодора (842–856 гг.) передали Иоанну ковчежец с частицей мощей и ответное письмо. Исполнив поручение, Феодор в присутствии Иоанна провёл в Багдаде с иудеями официальный диспут о вере, который завершился победой христиан. После отъезда Феодора Иоанн получил откровение о своей скорой смерти. Он попросил священников отслужить во дворце литургию, затем собрал народ и объявил себя христианином, за что был растерзан толпой (30, по другой версии, 13 мая). Останки Иоанна были погребены в храме, от них совершалось множество чудес. Иоанн дважды являлся Феодору: сразу после смерти и три года спустя – и во второй раз предсказал святителю кончину. Наиболее близким к греческой форме имени Мавия является арабское имя Муавия, однако халифы с таким именем правили лишь в VII в. Исследователи полагают, что по этой причине в арабской версии Жития вместо Мавии фигурирует халиф аль-Мамун (813–833 гг.), популярный в арабо-христианской литературе. Александр Александрович Васильев первоначально предположил, что историческим прототипом Иоанна мог быть Аббас, сын халифа аль-Мамуна, казнённый своим дядей халифом аль-Мутасимом (833–842 гг.) за попытку захватить власть и за связи с Византией (согласно армянской версии «Хроники» Михаила Сирийца, Аббас принял христианство). Впоследствии А.А. Васильев отказался от этой гипотезы и поддержал мнение большинства учёных (Хрисанф Мефодиевич Лопарёв, Натаниель Бонвеч), которые видели возможный прототип Иоанна в аль-Мувайяде, сыне халифа аль-Мутаваккиля и современнике Феодора (тайно убит своим братом аль-Мутаззом 8 августа 866 г.). С другой стороны, ряд исследователей (М. Свансон, С. Гриффит) считают Житие Феодора Эдесского «агиографическим романом», а историю обращения Иоанна – повествованием исключительно назидательного характера, лишённым исторической основы. Почитание Иоанна, не зафиксированное в греческих и восточных источниках, нашло, однако, отражение в русских минологических памятниках, вероятно, благодаря широкому распространению на Руси Жития Феодора Эдесского. В русских святцах XVI–XVII вв. и в современной русской Минее под 9 июля указана память не только Феодора, как в Великих Минеях Четьих и в современном календаре РПЦ, но и святых, упоминаемых в его Житии, в том числе Иоанна; отдельно Иоанн упоминается в русском списке Иерусалимского Типикона (Исторический музей, 1548 г.) и в некоторых святцах под 3 и 4 мая. Обращение Иоанна в христианство отмечено в Воскресенской летописи (начало 1540 гг.; «Полное собрание русских летописей» том 7), Хронографе западнорусской редакции (начало второй половины XVI в.; «Полное собрание русских летописей», том 22, часть 2), в качестве приписки в Житии княгини равноапостольной Ольги (Российская национальная библиотека, конец XVI – начало XVII вв.). В современной русской Минее содержится тропарь Иоанну шестого гласа «Иже ко Христу верою...» и кондак шестого гласа «Звезда светлая явился еси...». Иоанн также упоминается в тексте тропарей и кондаков Феодору Эдесскому.

 
PR-CY.ru