ИОАНН, Иоанн Реомский - Страница 3

Это подтверждается решающей ролью Лингонского епископа Григория: он настоял на возвращении Иоанна из Леринского монастыря и передал ему управление общиной. Сведения Жития о том, что после возвращения из Леринского монастыря Иоанн ввёл в своей обители устав св. Макария, использовались исследователями при выяснении вопроса о Леринском уставе. Мнение Ф. Масаи о тождестве устава преподобного Макария с так называемым уставом Учителя (Regula Magistri) было опровергнуто Адальбертом де Вогюэ, который издал текст устава преподобного Макария. Отметив, что агиограф прямо не связывает устав Макария с Леринским монастырём, А. де Вогюэ, тем не менее, предположил, что этот устав был составлен в конце V в. леринским аббатом Порхарием. Не принимая гипотезу об авторстве Порхария, У. Клингширн согласился с мнением о том, что устав Макария действительно был принят в монастыре не позднее конца V в. По сведениям Жития Иоанна, в конце V – начале VI вв. Леринский монастырь оставался крупным духовным центром, привлекавшим монахов из всех частей Галлии. По свидетельству Ионы, монастырь, основанный Иоанном, был устроен по образцу Леринской обители – поселение монахов, соблюдавших общежительный устав (cenobium), было окружено кельями отшельников (monasterium). Несмотря на ряд указаний агиографа, хронологию жизни Иоанна исследователи определяют лишь приблизительно. Деятельность Иоанна в качестве аббата монастыря исследователи относят к первой половине VI в., святой скончался не раньше 536 г. Некоторые исследователи (Ж. Марилье, Р. Обер) приводят данные о смерти Иоанна около 545 г.; Б. Круш полагал, что святой скончался в 543 или 544 г. Преемник Иоанна Сильвестр был современником св. Германа (ум. в 576 г.), епископа города Паризии (ныне Париж). Более точными исследователи считают географические указания агиографа, из которых следует, что монастырь Иоанна находился близ современного селения Менетрё-ле-О. Вокруг церкви, построенной над могилой Иоанна, образовалось селение Корсен (франц. Corsaint, от лат. Corpus Sancti – тело святого). Составленное Ионой Житие св. Иоанна впоследствии перерабатывалось и дополнялось. По мнению Б. Круша, сообщение об Иоанне, которое содержится в некоторых рукописях сочинения Григория Турского «О славе исповедников», основано на первоначальной редакции Жития и, таким образом, является поздней интерполяцией. С этим текстом Б. Круш связывал также первую переработку Жития (редакция «B»), выполненную, по мнению исследователей, в IX в. Редактор изменил порядок изложения событий, вычеркнул некоторые описания чудес и существенно переработал другие эпизоды, ссылаясь на рассказы диакона Лета, якобы современника Иоанна. В IX в. была составлена третья редакция Жития («С»), автор которой располагал как первоначальным Житием, так и редакцией «В». О составлении редакции «С» в монастыре Иоанна свидетельствует то, что агиограф называл св. Григория Лингонского «нашим епископом» (pontifex noster). В Житии сделана попытка уточнить хронологию жизни Иоанна: святой родился или при императоре Валентиниане III (425–455 гг.) или при императоре Маркиане (450–457 гг.), т.е. между 450 и 455 гг., и скончался в правление короля Австразии Теодеберта I (533–548 гг.). При этом агиограф повторяет сведения Ионы о том, что Иоанн прожил примерно 120 лет.

 



 
PR-CY.ru