ИОАНН

ИОАНН – архиепископ города Ника (Фракия; упоминается между 861 и 866 гг.), византийский богослов, писатель. Около 862 г. был отправлен Константинопольским патриархом Фотием (858–867, 877–886 гг.) в Армению, где в качестве представителя Константинопольской церкви участвовал в Ширакаванском соборе Армянской Апостольской Церкви (862/863 г.), встречался с армянским католикосом Закарией Дзагеци (855–876 гг.). На Соборе Иоанн выступил с речью, в которой осудил противников вероучения Халкидонского собора, а также ряд ересей. Исследователи полагают, что Иоанн был радушно принят в Армении, вёл переговоры с католикосом Закарией и другими представителями Армянской церкви и знати по вопросу признания Халкидонского собора. Иоанн оценивал свою миссию как успешную, о чём сообщил патриарху Фотию. После возвращения в Византию Иоанн в течение некоторого времени поддерживал связь с католикосом Закарией. Фотий в окружном послании 867 г. говорил о присоединении Армянской церкви к семье православных церквей, что могло не только быть пропагандистским заявлением, но и отражать реальную (ошибочную или верную) оценку Константинополем успехов и перспектив развития отношений с Арменией в тот период. Патриарх Фотий упомянул Иоанна в послании к армянскому князю Ашоту I Багратуни, написанном около 875–877 гг., однако из текста послания исследователи сделали вывод о том, что в этот период Иоанн уже не занимал кафедру. На Константинопольском соборе 879–880 гг. присутствовал архиепископ Феодор Никский, возможно, преемник Иоанна. Время смерти Иоанна или ухода на покой исследователям неизвестно. Сохранился трактат Иоанна «О Рождестве Христовом», адресованный католикосу Закарии и написанный, скорее всего, как полагают исследователи, также в 860 гг., либо во время подготовки к поездке в Армению, либо вскоре после неё. В сочинении Иоанн обсуждает традиции празднования Рождества в христианстве и доказывает правомерность раздельного празднования Рождества и Крещения Христова (25 декабря и 6 января по юлианскому календарю). Иоанн не касается проблемы происхождения дат праздников, в основном, в этом вопросе он опирается на авторитет церковного Предания, на проповедь апостолов, на сочинения отцов церкви. Полемический трактат против армян по традиции приписывался Иоанну или богослову XII в. Евфимию Зигабену; в настоящее время его автором считается монах Евфимий из константинопольского монастыря Пресвятой Богородицы Перивлепты (XI в.).

 
PR-CY.ru