ИОАНН

ИОАНН (XV в.) – епископ Аксумский в юрисдикции Эфиопской церкви. Иоанн, учёный коптский монах, был хиротонисан во епископа в 1454 г. в Каире и сразу же отправлен в Эфиопию, где для него была создана кафедра в Аксуме, сакральном центре эфиопского христианства. Его появление в этой стране, куда в 1438 г. уже были отправлены митрополиты Михаил и Гавриил, знаменовало разрыв со сложившейся в коптской Александрийской патриархии традицией, в соответствии с которой окормление эфиопов поручалось лишь одному архиерею (в сане митрополита), и означало очередной успех церковной политики царя Зара Якоба, стремившегося подчинить себе Эфиопскую церковь и ослабить единоличную власть митрополита над ней. По другим данным, все три архиерея прибыли в Эфиопию одновременно в 1438 г. Заняв Аксумскую кафедру, Иоанн стал собирать в епархии церковные и народные предания, проявляя особый интерес к начальному этапу христианизации страны, и в совершенстве овладел языком геэз. В итоге из-под его пера вышло пространное Житие св. Исаака Гаримы, написанное в жанре гомилии. Наряду со стандартными агиографическими мотивами, характерными для всего цикла сказаний о девяти преподобных, Иоанн включил в своё произведение ряд оригинальных сюжетов, восходящих к местной традиции. Среди них исследователи выделяют легенду о великом змие, который 25 лет царствовал над страной (народа) геэз, заставляя поклоняться себе всех окрестных правителей, и был чудесным образом убит Гаримой. Как показало проведённое Борисом Александровичем Тураевым текстологическое сравнение изданного по парижской и берлинской рукописям текста гомилии с ещё одним её списком, хранящимся в Британском музее (ныне в Британской библиотеке), между ними существует немало расхождений, в том числе значительных, связанных с тем, что в процессе переписки дэбтера вносили собственные добавления и изменения в авторский вариант, проблема реконструкции которого пока не решена. Сохранилось ещё несколько гомилий Иоанна (не изданы): о Благовещении, о Деве Марии, об архангеле Гаврииле, о четырёх небесных животных и об архангеле Михаиле. Исследователи полагают, что Житие св. Пантелеимона, ещё одного из девяти преподобных, приписываемое не названному по имени епископу Аксума, также было составлено Иоанном. В заглавии гомилии в честь св. Гаримы Иоанн назван святым. По мнению исследователей, это, скорее всего, эпитет, призванный показать уважение к иерарху (ср. аналогичное употребление «Мар» в сирийской традиции). Во всяком случае имя Иоанна среди эфиопских или коптских святых исследователи не обнаружили.

 
PR-CY.ru