ИОАНН

ИОАНН – епископ Филадельфии (ныне Амман); рукоположён, как полагают исследователи, до 644 г., местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской православной церкви (649 г. – 650 (?) гг.). Имя Иоанна упоминается в связи с борьбой папы Римского Мартина I (649–655 гг.) с монофелитством в Восточных церквах. В октябре 649 г. папа Мартин созвал Латеранский собор в Риме, на котором официально осудил монофелитство. В Соборе участвовали многие представители Восточных церквей, в том числе Стефан, епископ города Дор (Палестина), занимавший пост местоблюстителя пустовавшего тогда Иерусалимского патриаршего престола и папского викария Палестины. Тогда же Стефан попросил папу снять с него эти обязанности и избрать Иоанна, который на Соборе не присутствовал. Избрание Иоанна местоблюстителем было совершено заочно, и папа Мартин I известил епископа об этом в послании. Действия папы Мартина I, как и его предшественника Теодора I (642–649 гг.), по установлению фактического папского контроля над церквами Сирии и Палестины, очевидно, выходили за рамки полномочий Римской церкви, но были вызваны чрезвычайными обстоятельствами, поскольку в этот период в официальной Византийской церкви господствовало монофелитство. Арабское завоевание Палестины и Сирии в 630–640 гг. привело к нарушению жизни большинства епархий этих регионов и к временному разрушению структур патриаршей власти. После окончания Собора Мартин I направил к Иоанну своих легатов аббата Феодора и монахов монастыря св. Феодосия Иоанна, Стефана и Леонтия. Им было поручено передать Иоанну соборную энциклику с осуждением монофелитства, а также послание папы, в котором очерчивался круг полномочий, делегируемых Иоанну. Согласно этим документам, Иоанн фактически становился управляющим делами не только Иерусалимской, но и Антиохийской церкви. Ему поручалось рукополагать епископов, пресвитеров и диаконов на всей канонической территории обоих патриархатов. Епископов и клириков, возвращающихся из монофелитства в православие, папа призывал принимать в сущем сане, после того как они представят письменное отречение. Это относилось только к тем, кто получили посвящение при святителе Софронии или раньше. Те же, кто были рукоположены Петром Александрийским или присланы из Константинополя Македонием Антиохийским, лишались сана. Относительно тех, кто были рукоположены после 644 г. с нарушением некоторых канонических норм в силу тяжёлых обстоятельств времени, то их можно принимать в сущем сане, если они показали себя достойными людьми, и за ними не числится иных канонических преступлений. Папа призывает Иоанна бороться с монофелитством, низлагать еретичествующих иерархов на местах и заменять их православными. Объясняя своё право вмешиваться в дела Восточных церквей, Мартин I апеллирует к апостольской власти, полученной римскими первосвященниками от Господа через св. апостола Петра. Поддержание же этой апостольской власти стало необходимым по причине бедствий времени и «притеснения инопленников». В качестве помощников Иоанну Мартин I назначает епископов Феодора Есвуского и Антония Вакафского, архимандрита монастыря св. Феодосия Киновиарха, и некоего Петра из города Адраа, который в другом послании папы носит титул vir illustris (сиятельный муж), что свидетельствует о его принадлежности к элите византийской государственной администрации. Всем этим лицам папа отправил послания, которые содержат похвалы Иоанну, упоминания о его прежних заслугах в борьбе с монофелитством и в обращении впавших в заблуждение на путь истины, призыв к послушанию и содействию Иоанну. В связи с тем же вопросом папа Мартин I составил общее послание ко всем епископам, клирикам и верующим Антиохийской и Иерусалимской церквей. Папа уведомляет о полномочиях, которые он делегирует Иоанна. Содержание послания представляет собой сжатый пересказ письма папы Иоанну. Все послания известны исследователям как в латинской, так и в греческой версиях. О дальнейшей деятельности Иоанна в Палестине и Сирии у исследователей сведений нет.

 
PR-CY.ru