ИОАНН I, Йоханнэс

ИОАНН I, Йоханнэс – царь Эфиопии (17 октября 1667 г. – 19 июля 1682 г.), святой Эфиопской церкви (память в Эфиопской церкви 15 хамле; 9 июля). Сын царя Василида (1632–1667 гг.) и царицы Эхэта Крэстос, имя Иоанн получил при крещении. Провозглашён царём в день кончины отца в городе Гондаре, сразу же коронован и наречён царским именем Аэлаф Сагад (букв. – «тысячи поклонились»). Столь быстрым воцарением Иоанн I был обязан Малька Крэстосу, приближённому сановнику Василида, который носил титул «бэлатен-гета» (начальник царской прислуги). Малька Крэстос опасался возведения на трон Давида, старшего сына царя, из-за того что заключил его в 1666 г. в тюрьму для царских родичей на горе Вахни, когда тот выступил против отца. Всеобщее признание и поддержку Иоанн I получил ещё и потому, что после смерти Василида подданные стремились избежать междоусобицы. Первые меры, принятые Иоанном I – помилование заключённых (19 октября) и отмена налога на коров (26 октября), – были призваны укрепить его положение на троне. 26 декабря 1667 г. Иоанн I короновал свою супругу Сабла Вангель, происходившую из старинного воинского рода Мадабай. 7 августа 1668 г. Малька Крэстос получил должность бехт-вадада (т.е. министра двора и первого министра), и таким образом Иоанн I положил начало формированию собственной администрации. В условиях продолжавшегося в Эфиопской церкви раскола, вызванного богословским спором о соединении и помазании, Иоанну I как защитнику веры пришлось проводить активную церковную политику. 5 октября 1668 г. он созвал Собор в Гондаре для обсуждения вопросов, которые должны были найти поддержку у противостоящих сторон: о запрете браков с сёстрами жены и братьями мужа (повторных), с крестными родителями и крестниками, о недопущении совместного проживания с христианами мусульман и фалашей и об изгнании из Эфиопии «франков» (амхаризированных потомков солдат-португальцев). Принятые Собором решения стали проводиться в жизнь: близ Гондара появились Эслам-Бет (мусульманский квартал) и Кайла-Меда (долина кайла, т.е. фалашей), которые впоследствии вошли в городскую черту, а «франкам», поселившимся на земле Такуса, пришлось покинуть Эфиопию без оружия, что означало их неминуемую смерть или обращение в рабство на подвластных мусульманам землях. Однако осторожная позиция Иоанна I во внутрицерковном конфликте подрывала его авторитет. В июне 1670 г. у южного берега озера Тана в монастыре Йебаба, где в то время находился Иоанн I, часть монахов заявила о неподчинении царю и о непризнании законности его власти. Правда, лидеры обеих богословских группировок вместе с придворным духовенством на созванном по этому случаю Соборе единодушно осудили этих монахов, наложив на них епитимию и подтвердив это решение дважды (16 октября 1670 г. и 24 апреля 1671 г.). Достаточно пассивная позиция Эфиопского митрополита Христодула привела к тому, что Иоанн I отправил к коптскому Александрийскому патриарху Матфею IV посольство с просьбой сменить этого архиерея. В мае 1671 г. новый митрополит Синода (Шенуте) отбыл с царскими послами в Эфиопию, а Христодул был сослан в Гванджский монастырь, где умер в 1679 г. Одной из крупных проблем для Иоанна I стал мятеж в области Ласта, продолжавшийся ещё с царствования Сисиния (1604–1632 гг.). В этом районе появился самозваный царь Махдаро. В 1675 г. возникла угроза совместных действий против Иоанна I повстанцев из Ласты и непокорных феодалов из области Тигре.

 



 
PR-CY.ru