ИОАНН Ростовский, Суздальский и Владимирский - Страница 2

Согласно «Слову о внесении телесе» Ростовского епископа Леонтия в ростовский Успенский собор, Иоанн установил 23 мая празднование обретению мощей святителя: «Иоан же епископ праздновати устави месяца маиа в 23 день» (Троицкая редакция Жития свт. Леонтия Ростовского, старший список – Российская государственная библиотека, стишной Пролог 1429 г.). Несмотря на то что Василий Осипович Ключевский считал автором данной версии текста Иоанна, «Слово о внесении телесе» в этой редакции является, по мнению исследователей, позднейшей переработкой, поскольку непосредственно перед сообщением об установлении праздника в нём говорится о приезде в Ростов св. князя Андрея Юрьевича Боголюбского (ум. в 1174 г.), поклонившегося мощам святителя Леонтия. Исследователи не исключают, что имя Иоанна появилось в тексте вместо имени епископа Леона (Леонтия II), занимавшего Ростовскую кафедру до середины 1180 гг. («Полное собрание русских летописей», том 1), чья позиция в споре о посте в среду и в пятницу получила в летописи название «леонтианская ересь» (епископ Леон учил, что, если на среду или на пятницу приходится Господский или Богородичный праздник или память великого святого, пост не отменяется). В Никоновской летописи 1520 гг. установление Иоанном празднования перенесению мощей святителя Леонтия отнесено к 1161/1162 г. («Полное собрание русских летописей», том 1), когда Ростовским епископом был Леон. Однако в том же летописном своде перенесение мощей святителя Леонтия из церкви св. Иоанна в Успенский собор Ростова упоминается в 1229/1230 г. («Полное собрание русских летописей», том 1). В Тверской летописи первой половины XVI в. установление памяти святителя Леонтия приурочено к 1194 г.: «Того же лета Ростовьский владыка Иоан сътвори Леонтию, епископу Ростовскому, чюдотворцу, память, и оттоле начаша празновати ему» («Полное собрание русских летописей», том 1). Именем Иоанна в рукописях с XVI в. надписан канон святителю Леонтию. В 1211/1212 г. Иоанн был участником собрания, созванного великим князем Всеволодом Юрьевичем в широком составе (присутствовали бояре всех городов Ростово-Суздальской земли, духовенство, купцы, «дворяне» и «вси люди»), на котором великий князь завещал стольный город Владимир и старейшинство среди собственных детей князю Георгию, а не старшему сыну Константину, который противился планам отца разделить Владимирское княжество между сыновьями и собирался после кончины великого князя унаследовать все города великого княжества. 15 апреля 1212 г. Иоанн возглавил отпевание великого князя Всеволода Юрьевича в Успенском соборе Владимира. После смерти Всеволода Юрьевича великим князем Владимирским стал Георгий Всеволодович, но Константин Всеволодович с этим не смирился, и между братьями началась война. Исследователи полагают, что Иоанн принадлежал к числу противников князя Георгия, вследствие чего епископ в 1214 г. был изгнан с кафедры. Согласно Лаврентьевской летописи (отразившей в данном случае ростовское летописание), в 1214 г. «Иоан, епископ Суждальскыи, отписася епископьи всея земля Ростовьскыя и пострижеся в черньце в монастыри в Боголюбомь» («Полное собрание русских летописей», том 1, ср.: «Полное собрание русских летописей», том 18, том 10), т.е. в боголюбском в честь Явления Боголюбской иконы Божьей Матери (Рождества Богородицы) монастыре.

 



 
PR-CY.ru