ИОАНН Многострадальный

ИОАНН Многострадальный (XII в.) – пещерник, преподобный, Киево-Печерский (память 18 июля, во вторую Неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих). Сведения об Иоанне содержатся в Слове второго послания киево-печерского монаха Поликарпа архимандриту Акиндину, входящего в Киево-Печерский патерик: «Слово о Иване затворнице, многотерпеливем». В приводимом от лица Иоанна повествовании рассказывается, что он принял постриг в молодые годы и, несмотря на строгое воздержание от пищи и воды, ношение вериг, молитвенный подвиг, три года был «томим на блуд». После долгой молитвы у гроба Антония Печерского Иоанн услышал голос святого, призывающий затвориться в пещере, «да невидением и молчанием брань упразднится». Иоанн поселился в тесной пещере и усилил подвиги: отказался от одежды и носил на теле только вериги. Затем вырыл яму такой глубины, чтобы помещаться в ней до плеч, и во время Великого поста закопал себя, оставив свободными голову и руки. Однако, как рассказывается в патерике, несмотря на все усилия, «но ни тако стремление плоти и ражжение телеси преста». В этом состоянии Иоанн подвергся нападению дьявола: в ночь на Пасху ему было видение «люта змия», являвшегося ему и раньше, чтобы изгнать из пещеры. На этот раз змей схватил в пасть голову преподобного и опалил волосы. После горячей молитвы преподобного чудовище навсегда исчезло. Раздавшийся Божий глас повелел Иоанну для освобождения от искушения молиться похороненному в пещере святому (впоследствии Иоанн узнал, что это Моисей Угрин, почитавшийся за целомудрие). Иоанн спросил Господа, почему так долго Он попустил ему страдать, и услышал в ответ, что Бог «рабом крепкым и могущим тяжкаа и великаа дела поручает». Иоанн пребывал в затворе «в велице воздержании лет 30, многым постом бе удручаа и железа на всем теле нося». Святой был известен как духовный наставник. К нему «некто от братии нашея часто прихожаше, смущаем бе от действа неприязнина на похоть телесную, и сего моляше блаженаго молитися за нь». Иоанн убедил монаха, собиравшегося покинуть монастырь, не делать этого и дал ему часть мощей Моисея Угрина. Когда монах приложил кость к телу, «преста страсть и удове ему умрьтвеша». Принятое в дореволюционной литературе мнение, что Иоанн скончался не раньше 1160 г., основано на представлении о том, что приходивший к Иоанну за духовным наставлением печерский инок был старшим современником Поликарпа, писавшего в первой трети XIII в. Однако в патериковом рассказе сведений об этом нет. Мощи Иоанна, погребённого в том положении, в каком он подвизался при жизни, отмечены в сочинении «Тератургима» монаха Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.): «Св. Иоанн чудотворец, многострадальный, по рамена закопанный в землю». Пётр (Могила) в повествовании о чудесах в пещерах Киево-Печерского монастыря, написанном в 1629–1631 гг., приводит случай с польским дворянином Яном Пиглавским, который, будучи в Ближних пещерах, насмехался над «русскими сказками» и безуспешно пытался оторвать от мощей Иоанна голову. Вскоре у нечестивца заболели плечи и шея, боль прошла только после покаянной молитвы Богу и Иоанну.

 



 
PR-CY.ru