ИОАНН

ИОАНН – преподобный Иринопольский (память в Греческой церкви 4 февраля). В Синаксаре Константинопольской церкви (конец Х в.) сообщается только то, что Иоанн был участником Никейского Собора. При этом исследователям неясно, какой из состоявшихся в Никее Соборов имеется в виду: первый Никейский (первый Вселенский) 325 г. или второй Никейский (седьмой Вселенский) 787 г. Неизвестно также, являлся ли Иоанн епископом города Иринополь в Киликии (Малая Азия), или же он только происходил из этого города. Исследователи считают маловероятным, что он был епископом Иринопольским, т.к. на Соборе 325 г. от Иринополя присутствовал епископ-арианин Наркисс, а единственный известный епископ Иринопольский с именем Иоанн, который жил в начале VI в., был монофизитом и не мог принимать участие ни в одном из Никейских Соборов. Что касается Иринопольской епархии, подчинённой Сардской митрополии, то она известна с VIII в. и на седьмом Вселенском Соборе присутствовал возглавлявший её епископ Феопист. Как утверждают некоторые исследователи (например, Р. Обер и Д. Стьернон), этот Иоанн может являться одним лицом с игуменом Кафарского монастыря Иоанном, происходившим из Иринополя и присутствовавшим на Втором Никейском Соборе вместе со своим духовным наставником, ставшим впоследствии игуменом монастыря Далмата. Память Иоанна и посвящённое ему двустишие вошли в греческие стишные синаксари (например, Исторического музея, 1295 г., и парижской рукописи XIV в.) и оттуда были перенесены в греческую печатную Минею (Венеция, 1596 г) и в «Синаксарист» Никодима Святогорца. При переводе в XIV в. южными славянами стишных синаксарей сведения об Иоанне были включены в стишной Пролог и оттуда впоследствии попали в Великие Минеи Четьи. В современном календаре РПЦ имя Иоанна не указано. По рукописям исследователям известен анонимный канон Иоанну, без акростиха, плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос (начало: «Добродетелями воссияв»).

 
PR-CY.ru