ИОАНН, Бранкович - Страница 2

О пространном Житии Иоанна исследователям ничего не известно, существует лишь проложное в Сербляке 1861 г., написанное, как полагают исследователи, непосредственно для этого издания. В литературе иногда ошибочно указывается на существование его Жития или Похвалы ему, написанной на форзаце рукописи монастыря Крушедол (в действительности речь идёт о стихирах Иоанна). Отсутствие Жития компенсируется отчасти обилием житийных мотивов и известий о чудесах в службах в честь святого. Известия об Иоанне (как и о других святых семейства Бранковичей) содержатся также в начальной части Жития мученика Георгия Нового Кратовского, написанного попом Пейо. Иоанну посвящены отдельная служба (10 декабря) с двумя канонами (первого и восьмого гласов), написанными слитно (в начале первого есть указание на акростих «Красными похвалами песньми плетуще воспеваю и величаю память твою, святе», но в тексте он отсутствует), и канон пятого гласа в общей службе св. семейству Бранковичей (помещён третьим). В обеих службах Иоанн (с устойчивым эпитетом «праведный») прославляется как заступник от «насилия агарянского», мощи которого даруют исцеление страждущим (в том числе и мусульманам). Даже в единоличной службе Иоанну много места отведено прославлению других членов семейства. Обе службы дошли в достаточно поздних (XVII–XVIII вв.) списках (они входили в состав рукописного Раковацкого Сербляка 1714 г., положенного в основу печатного издания (Римник, 1761 г.), а позже включены и в белградское издание 1861 г.). Относительно датировок службы Иоанну и общей службы Бранковичам существует две точки зрения. Согласно распространённому во второй четверти – середине ХХ в. мнению, эти службы были составлены в 1708–1714 гг., когда монастырь Крушедол являлся центром Крушедольской митрополии. В 1970–1980 гг. была обоснована версия о создании этих текстов во второй четверти – середине XVI в. Независимо от разницы в датировках, создание служб исследователи связывают с безымянными книжниками монастыря Крушедол. В хронологическом отношении создание службы Иоанну предшествовало составлению общей службы в честь семейства Бранковичей, т.к. в последней обнаружены заимствования из первой. Иоанну также посвящены три стихиры, отсутствующие в обеих службах и написанные в 1687 г. на форзаце вышеупомянутой служебной Минеи на октябрь из монастыря Крушедол. Вместе со своими родственниками Иоанн упоминается в «славе», содержащейся в сборнике 1710–1720 гг. из собрания Патриаршей библиотеки в Белграде, написанном предположительно во второй половине XVI в. и дополненном (в том числе и именами Бранковичей) 100 лет спустя. Прижизненное изображение Иоанна (вместе с матерью и братом) сохранилось на золотой печати западноевропейской работы на грамоте, данной 11 ноября 1495 г. афонскому монастырю св. Павла и хранящейся в монастырском архиве. Изображение достаточно условно – Иоанн представлен юношей в длинном облачении с готическими складками, на голове массивный зубчатый венец (такими же коронами увенчаны его мать и брат). На иконах XVI–XIX вв. Иоанн обычно изображается вместе с родителями и братом: древнейшей из сохранившихся считается семейная композиция на иконе второй половины XVI в., на которой он представлен молодым человеком во властительском облачении, украшенном драгоценными камнями и жемчугом, на голове – зубчатая корона.



 
PR-CY.ru