ИСТИНА - Страница 8

Будучи открыта людям Богом в Священном Писании, божественная Истина сохраняется в Предании церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). В согласии с этим Епифаний Кипрский утверждал, что только кафолическая и апостольская церковь является «путём истины», «опорой истины», «основанием и учением истины», ибо она в неповреждённом виде хранит «евангельское учение и проповедь Царства – этот единственный источник спасения и истинную веру». По словам Тертуллиана, «всякое учение, единодушное с апостольскими Церквами, прародительницами и основательницами веры, нужно считать истинным; в нём, без сомнения, содержится то, что Церкви получили от апостолов, апостолы – от Христа, а Христос – от Бога». Хранимое апостольской церковью богооткровенное учение – это «догматы истины» и «изначальная истина» (principalitas veritatis), которая по времени и по достоинству предшествует всем ересям, имеющим позднейшее происхождение и являющимся искажением истины. В святоотеческой библейской экзегетике Истина означает исполнение в Новом Завете событий, предсказанных в Ветхом Завете образно, т.е. в виде прообразов. Как указывает автор «Ареопагитик», Ветхий Завет «говорил о будущих богодеяниях Иисуса, а Новый (их) исполнил; и как первый запечатлел истину в образах, так и второй сделал её явленной. В соответствии с рассуждением Григория Нисского, ветхозаветный Закон – это «прообразовательная стена учения», отбрасывающая лишь «тень будущих благ», но не открывающая истинное значение событий; законному прообразу противополагается истине, которая сначала просветила церковь словом Божьим через пророков, а затем явлением Евангелия разогнала всякое «тенеобразное представление» прообраза. Истолковывая слова Евангелия от Иоанна о том, что «закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17), Августин Блаженный отмечал: «Когда закон был исполнен, он сам стал благодатью и истиной; (ведь) благодать означает полноту любви, а истина – исполнение пророчеств». C таким представлением об отношении Ветхого Завета к Новому Завету тесно связано использование понятия «истина» для указания на «духовный смысл» Священного Писания в его отличии от буквального смысла. У Иеронима Стридонского исследователи встречают также упоминание о «еврейской истине», или «еврейском подлиннике» (hebraica veritas), т.е. древнееврейском оригинале Ветхого Завета как о наиболее авторитетном источнике текста Ветхого Завета. В связи с этим Беда Достопочтенный называл выполненный Иеронимом Стридонским латинский перевод Ветхого Завета «изданием, проистекающим из источника еврейской истины». В современной филологии господствующим является предположение, что греческое существительное, означающее «истину», происходит от прилагательного, означающего «истину», которое, в свою очередь, образовано с помощью привативной α- от глагольной основы (в частности, такая этимология предлагается в словарях Л. Майера, П. Шантрена и др.). Возражения против этой этимологии, выдвигавшиеся некоторыми учёными, например, П. Фридлендером, в настоящее время исследователи признают неубедительными.

 



 
PR-CY.ru