ИСТИНА - Страница 6

Источником божественной Истины для людей является Христос, Который Сам есть «Истина» (Ин. 14:6) и «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9), а также посланный Им Святой Дух – « Дух истины» (Ин. 14:17; 15:26), наставляющий «на всякую истину» (Ин. 16:13). Согласно Оригену, Христос является «светом для людей», «светом истинным» и «светом мира», поскольку Он просвещает и озаряет разумную способность людей и вообще всех разумных существ. При этом вся истина среди людей произошла через Иисуса Христа: «Истина у Павла и других апостолов произошла чрез Иисуса Христа; поэтому... хотя существует одна Истина, от неё как бы проистекло множество истин»; «Как в Иисусе есть истина, так она будет и в нас, узнавших Христа». По мнению Иоанна Златоуста, когда Христос называет Себя Истиной, а о Святом Духе говорит как о «Духе Истины», это означает, что Их слова абсолютно истинны и в них нет никакой лжи. Поэтому Христос есть «Истина и Источник истины, из Которого исходит всё, что истинно, для изобличения всего, что ложно». По словам апологета Лактанция, для человеческой души нет более сладостной пищи, чем «познание истины» (cognitio veritatis), ведь способность «мудрствовать» (sapere), т.е. «искать истину» (veritatem quaerere), врождена всем людям. Именно мудрость (sapientia) ведёт к познанию истинного Бога (divinitatis intellectus, Dei notitia), благодаря Которому человек наследует вечную жизнь и бессмертие, что составляет для него высшее благо. Согласно Клименту Александрийскому, «как мерой постигается измеряемое, так и познанием Бога измеряется и постигается истина». Для Нисского епископа Григория «познание истины» тождественно постижению Бога как истинно Сущего, а автор «Ареопагитик» прямо отождествляет «уникальное единственное в своём роде христианское знание истины» с «одним лишь истинным, единым и простым богопознанием». По мнению св. отцов и церковных писателей, познание Бога как высшей Истины может быть и естественным, и сверхъестественным. В первом случае это «естественное созерцание», или познание Истины посредством естественного «света разума». По определению Евагрия, естественное созерцание – это «созерцание сотворенных существ» и «истинное познание сущего», а его цель – это «раскрытие истины, сокрытой во всех сущих». Другими словами, «естественное созерцание» – это познание «логосов сущих», т.е. «божественных замыслов» о мире и человеке. Августин Блаженный разумными аргументами обосновывал возможность истинного познания и вместе с тем доказывал существование объективной истины, которая имеет своим источником Бога. В соответствии с его рассуждением, некоторые положения логики и математики, как, например, закон тождества или правила умножения, всегда истинны и не зависят от познающего субъекта. Более того, даже если допустить, что эти очевидные положения ошибочны, человек не может ошибиться в факте собственного существования: кто не существует, тот не может и ошибаться, ведь «если я ошибаюсь, я существую». Это истинное утверждение указывает на существование объективной, т.е. высшей и неизменной, Истины – Бога, ибо не может быть никакого истинного суждения без Истины как таковой (nec ullum verum nisi veritate verum est).

 



 
PR-CY.ru