ИСТИНА - Страница 5

Характерной чертой патристического учения об истине является отождествление истины в собственном и первичном смысле с Богом. При этом Бог есть не просто некая частная истина, но «подлинная Истина», «истинная Истина». Он есть «Истина сама по себе», «Истина по сущности» и «самосущая Истина». Бог есть Истина простая, подлинно сущая, вечно равная и тождественная самой себе. По определению Гиппонского епископа Августина Блаженного, это «Истина неизменная, без недостатка, без улучшения, без ухудшения, без увеличения, без какой-либо наклонности ко лжи, вечная, постоянная и всегда остающаяся нетленной». Подобное определение встречается и у Максима Исповедника: «Истина есть нечто простое, единственное, единое, тождественное, неделимое, непреложное, бесстрастное, не подлежащее забвению и абсолютно непротяженное». Хотя Истина сказывается о Боге по сущности, а значит, в равной мере относится к каждой из Ипостасей Святой Троицы, по преимуществу и чаще всего Истиной именуется Вторая Ипостась – Сын Божий и Слово Божье. Если Бог Отец есть «Отец Истины», а Святой Дух есть «Дух Истины», то Бог Сын есть «сама Истина»: «Утешитель, Дух Истины учит нас Истине, которая есть Сын». В Святой Троице Слово Божье есть «простая и подлинно сущая Истина... как чистое и безошибочное знание всех (сущих)». По утверждению Оригена, в Сыне есть «первообразная сущность истины»; единородный Сын Божий «есть Истина, поскольку Он объял в Себе по воле Отца со всей ясностью всякое понятие обо всём (сущем) и, поскольку Он есть Истина, уделяет (это) каждому по его достоинству… Если же Истина целостна, то Она должна знать всё, что истинно, чтобы ей не хромать вследствие недостатка в ведении». Сходное представление присутствует и у Августина Блаженного, где Бог как «вечная, истинная и возлюбленная Троица» есть триединство «истинной Вечности, вечной Истины (aeterna veritas) и вечной и истинной Любви». Августин Блаженный считает Сына Божия как истинного Бога «той неизменной Истиной (incommutabilis veritas), Которая верно называется Законом всех искусств (lex omnium artium) и Искусством всемогущего Создателя (ars omnipotentis artificis)». Согласно Григорию Богослову, Сын называется в Священном Писании Истиной «как единое, а не множественное по природе, ибо истина едина, а ложь многолика...», а также «как чистая Печать и неложный Образ Отца». Поскольку Сын явился в мир открыть людям знание об Отце (ср.: Ин. 1:17; 14:6), Он есть «Лицо явленной Истины» и «ипостасная Премудрость и Истина», ибо «в Нём сокрыты все богатства познания». Иногда Истина также рассматривается в патристической литературе как одно из многочисленных имён или совершенств Сына, которые даются Ему «по примышлению», в соответствии с Его различными действиями и проявлениями в мире. Бог, будучи высшей Истиной, является Причиной и Источником истины (fons veritatis) для всего сущего. В Божественной Премудрости заключаются вечные прообразы всех вещей (formae), которые соотносятся с последними как истина со своим отражением или как замыслы (rationes) со своим осуществлением. Поскольку Бог есть Истина, «в Нём, от Него и чрез Него является истинным всё то, что истинно». Он есть «мера истины (всех) сущих». Как «самосущая истина» Бог есть «Прообраз истины, (заключающейся) в разумных душах, и от этой (самосущей) Истины в размышляющих об истине как бы запечатлеваются её образы».

 



 
PR-CY.ru