ИСТИНА - Страница 4

Так, он говорит об истине (в синодальном переводе «верность Божья» – Рим. 3:7), противопоставляя её неверности, ненадёжности, лжи человека; в другом месте, говоря о проявлении в человеке любви, апостола Павел противопоставляет истину «неправде» (1 Кор. 13:6). Собственно христианское понимание истины в Новом Завете основывается, в первую очередь, на осмыслении этого понятия в Евангелии от Иоанна. Уже в Прологе, говоря о воплощении Слова Божия, евангелист свидетельствует о том, что «благодать... и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). В беседе с самарянкой сам Христос, говоря о грядущем спасении, противопоставляет иудеям и самарянам «истинных поклонников» Бога, которые «будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23). Таким образом, истина становится необходимым условием подлинного богопоклонения. По словам Иисуса Христа, знание человеком истины ведёт его к подлинной свободе: «...И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32); условием приобретения этого знания становится для последователя Христа «пребывание в Его слове» (ср.: Ин. 8:31), т.е. верность Его учению и соблюдение Его заповедей. Обличая тех из Своих слушателей, кто не понимали Его слов, Христос говорит, что их отец дьявол, который чужд всякой истины: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). В молитве Христа к Отцу за учеников (так называемая Первосвященническая молитва) Он просит освятить их истиной, ибо слово Отца есть истина (Ин. 17:17). Это становится смыслом и целью грядущей крестной Жертвы: «...За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:19). На допросе у Понтия Пилата Христос говорит, что целью Его пришествия в мир является свидетельство об истине и «всякий, кто от истины» внимает этому свидетельству (Ин. 18:37). Слова Христа непонятны Пилату («Пилат сказал Ему: что есть истина?» – Ин. 18:38), однако он свидетельствует перед иудеями о невиновности Христа и предпринимает попытку отпустить Его (Ин. 18:39). Центральным в новозаветном учении об истине является свидетельство Евангелия от Иоанна – Иисус Христос называет Истиной Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Тот Дух Утешитель (Ин. 16:7), пришествия Которого Христос заповедает ожидать после Своей смерти и воскресения, именуется «Духом истины»; Он наставит учеников Христа «на всякую истину» (букв. будет руководить вами в (познании) всякой истины – Ин. 16:13). В Первом послании Иоанна Богослова говорится, что о Христе свидетельствует Дух, «потому что Дух есть истина» (1 Ин. 5:6). Обращаясь к коринфской общине, апостол Павел использует слово «истина» в значении проповедуемого им подлинного христианского учения («Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» – 2 Кор. 13:8) в противоположность «иному благовестию» (2 Кор. 11:4), которого следует остерегаться. В Посланиях апостол Павел одинаково говорит о тех, кто «не покорялись истине» (Гал. 5:7), и о тех, кто «не... послушались благовествования» (Рим. 10:16). Истина становится фактически синонимом христианского благовестия, «слова Божия», не искажённого ложными учениями (2 Кор. 4:2–3). В этом смысле истина является основанием христианской церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

 



 
PR-CY.ru