ИСТИНА - Страница 2

Та же мысль, по мнению исследователей, выражена в Книге пророка Иеремии: «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный» (Иер. 10:10; для этого места, однако, возможен и другой вариант перевода: «Господь – воистину Бог»). Многие тексты Ветхого Завета призывают человека стремиться к божественной Истине. В псалмах идеал праведной жизни описывается как «хождение по истине» Божьей (Пс. 25:3; 85:11 и др.); обращаясь к Богу в молитве, человек взывает: «...Услышь меня в истине спасения Твоего» (Пс. 68:14). Стремясь «на святую гору» Божью, праведник просит даровать ему то, что позволит не заблудиться в пути: «Пошли свет Твой и истину Твою...» (Пс. 42:3); здесь Истина уподобляется свету, который, освещая жизнь человека, сохраняет его от греха и нечестия и ведёт к Богу. С Истиной сравниваются «суды Господни» (Пс. 18:10); для всякого верующего истина Божья становится щитом и покровом (Пс. 90:4). Лишь тот, кто «говорит истину в сердце своём», может «пребывать в жилище» Божьем и «обитать на святой горе» Его (Пс. 14:1–2). Истина становится атрибутом грядущего Избавителя в мессианских пророчествах Ветхого Завета: Он «будет производить суд по истине» (Ис. 42:3). Возвещая «доброе Иерусалиму и дому Иудину», которое соделает Господь Саваоф, пророк Захария в качестве первой заповеди, обязательной для исполнения, предлагает следование закону истины: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Зах. 8:16). Оскудение, истребление истины обычно сопутствует всевозможным бедствиям, постигающим народ за нечестие и непослушание воле Божьей: «И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда» (Ис. 59:15). Пророк Иеремия, обличая Израиль, говорит: «...Вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их» (Иер. 7:28). Пророк Осия возвещает «...суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Ос. 4:1); здесь обладание истиной ставится в один ряд и, возможно, отождествляется со знанием Бога. Эта идея получает развитие в Книге пророка Малахии; в ней утверждается, что священники израильского народа, которые желают исполнять завет Бога с Левием, должны иметь «в устах» своих «закон истины» (Мал. 2:6); сразу же вслед за тем говорится, что «уста священника должны хранить ведение» (Мал. 2:7), а сам он должен быть вестником Господа Саваофа. Таким образом, истина по смыслу приближается к ведению Бога. Борьба с истиной понимается обычно как богопротивление; стремление к ней, напротив, – как попытка примириться с Богом. В одном из апокалиптических видений Книги пророка Даниила повествуется о том, как восставший против Бога и его ангелов «небольшой рог» будет преуспевать в своём нечестии, «повергая истину на землю» (Дан. 8:12). В другом видении этой книги говорится о некоем «истинном писании» (букв. книга истины), смысл которого будет открыт пророку Даниилу (Дан. 10:21). Говоря о бедственном положении своего народа в современную ему эпоху, пророк Даниил, причисляя себя к «сынам Израилевым», считает причиной бедствий то, что «мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою» (Дан. 9:13).

 



 
PR-CY.ru