ИЯСУС МОА

ИЯСУС МОА (букв. – «Иисус победил»; 1214–1293 гг.) – один из наиболее почитаемых святых Эфиопской церкви (память в Эфиопской церкви 26 хэдара, т.е. 22 ноября), распространитель христианства в области Амхара. Днём рождения Иясуса Моа считается 26 генбота (21 мая), среда; с учётом хронологических данных, приведённых в его Житии, исследователи относят это событие к 1214 г. Иясус Моа родился в селении Дахна в области Бегамедр (Бэгемдыр). Его родители За-Крэстос и Эгзиэ Кэбра долгое время были бездетными. После молитв ко Господу и Пресвятой Богородице и исполнения принятых обетов у них родились три сына, старшим из которых был Иясус Моа. В Житии указан не только день его рождения, но и день зачатия (26 нахасе (19 августа), понедельник), что представляет собой исключительный случай в эфиопской агиографии. До 30 лет Иясус Моа жил в достатке в родительском доме и получил хорошее образование, изучал Священное Писание, совершал добрые дела, предавался благочестивым размышлениям и хранил телесную чистоту. Однажды ночью ему явился архангел Гавриил и трижды повторил приказание отправиться в монастырь Дэбрэ-Дамо к настоятелю аббе Йоханни. Иясус Моа ушёл из дома, пока его родные спали. Йоханни сомневался, сможет ли новый ученик быть монахом, но Иясус Моа безропотно исполнял послушания и через семь лет получил от настоятеля монашеское облачение. Иясус Моа строго соблюдал устав преподобного Пахомия и до самой смерти спал только сидя. Спустя некоторое время Иясусу Моа вновь явился архангел Гавриил, повелев идти на восток и добраться до острова посреди озера Хайк, на котором последний аксумский царь Дэл-Наод возвёл церковь св. Стефана. Достигнув озера, Иясус Моа провёл шесть месяцев на его берегу, служа в церкви апостолов Петра и Павла, пока один из жителей острова не перевёз его туда. Церковь св. Стефана Иясус Моа сделал центром основанного им монастыря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос; правивший тогда загвейский царь назначил Иясуса Моа первым настоятелем обители. Впоследствии судьба монастыря и Иясуса Моа оказалась тесно связанной с претендовавшим на эфиопский трон Йэкуно Амлаком, который стал родоначальником новой династии Соломонидов. В благодарность за духовную поддержку этот государь заключил с Иясусом Моа ряд «заветов» (договоров). Так, на острове было запрещено жить женщинам и мирянам; настоятель Хайкского монастыря занял высокопоставленное положение при царском дворе, получив особый титул – аккабе-саат (однако Иясус Моа отказался от него в пользу своего преемника За-Иясуса, поскольку никогда не покидал остров). В агиографической традиции отношения Иясуса Моа с величайшим эфиопским святым Такла Хайманотом отражают сложные моменты взаимодействия между Хайкской обителью и конгрегацией монастыря Дэбрэ-Либанос, претендовавшей на первенство в Эфиопской церкви. Такла Хайманот, который провёл в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос семь лет в качестве послушника и три года как монах, считается учеником Иясуса Моа. Однако когда Такла Хайманот решил отправиться в Дэбрэ-Дамо, Иясус Моа попросил его взять у Йоханни и принести ему монашеский наплечник (схиму), поскольку в том облачении, которое Иясус Моа получил от Йоханни, этого предмета не было. Когда Такла Хайманот вернулся, Иясус Моа принял наплечник со словами: «Будучи моим сыном, ты стал моим отцом», имея в виду духовное родство. К ученикам Иясуса Моа причисляли также эфиопских святых Аарона Дивного, Бацалота Микаэля, Георгия из Саглы и др. Иясус Моа скончался на девятом году правления Агбэа (Ягба) Сиона, т.е. в 1293 г. Наиболее ранним агиографическим текстом, связанным с Иясусом Моа, исследователи считают датируемую началом XV в. гомилию в его честь. Пространное Житие Иясуса Моа сохранилось в двух версиях, из которых издана более поздняя, составленная, по одним предположениям, во второй половине XV в., по другим – в XVII–XVIII вв. Более ранняя версия, появившаяся после гомилии, идентифицирована в рукописи и, подобно гомилии, не содержит важных для истории Эфиопии сведений о контактах между Иясуса Моа и Йэкуно Амлаком. Краткого Жития Иясуса Моа в эфиопских Синаксарях исследователи не выявили: под 26 хэдара в них упоминается лишь имя этого святого и приводятся саламы (величания) в его честь.

 
PR-CY.ru