ИШОЯВ III, Ишояв Великий

ИШОЯВ III, Ишояв Великий – католикос-патриарх Церкви Востока (649–659 гг.?). Сын зажиточного землевладельца, перса Бастухмага. Родился в селении Куфлана в провинции Адиабена (Хедаяб, Северная Месопотамия). Духовное образование получил в Нисибинской школе, которую покинул в 601 г. в числе несогласных с учением Хенаны Адиабенского. Принял монашество в обители Бет-Аве (Бет-Абе), основанной в 595 г. другом отца Ишоява III, монахом Иаковом, и стал его учеником. Католикос Ишояв II рукоположил Ишоява III во епископа Ниневии, где Ишояв III боролся с яковитами, которые пытались построить в городе церковь. В 630/631 г. Ишояв III участвовал в посольстве к византийскому императору Ираклию, затем был назначен митрополитом Адиабены, столица которой находилась в Арбеле (Эрбиле). Ишояв III активно боролся с Нисибинским митрополитом Кириаком и епископом города Махозе-д-Ареван Сахдоной (Мартирием), которые после возвращения из Византии признали Халкидонский собор и открыто отошли от несторианства. Ишояв III написал пять посланий о заблуждениях Сахдоны: четыре – епископам соседних епархий, одно – лично «вероотступнику». Став католикосом, Ишояв III лишил епископа Сахдону сана и анафематствовал его. Сахдона был вынужден бежать в Эдессу, на территорию Византии, где принял греческое имя Мартирий (Мученик). Исследователи отмечают, что указания источников о начале и длительности патриаршества Ишоява III противоречивы. На основе их сопоставления Ж.М. Фие предложил в качестве наиболее приемлемой датировки 649–659 гг. Незадолго до восшествия Ишоява III на патриарший престол Иран был завоёван арабами. Из писем Ишоява III исследователям известно о массовом обращении в ислам христиан Мазуна (Омана) с целью избежать выплаты налога за сохранение веры. Беспокойство у патриарха вызывало стремление к независимости духовенства Парса, в большинстве этнических иранцев. В связи с этим он отправил митрополита Рев-Ардашира Симеону, епископам, монахам и христианам Бет-Катрайе (Катара) увещевательные послания, а затем прибыл в Рев-Ардашир и встретился с митрополитом, чтобы вернуть его к церковному послушанию. Длительное время Ишояву III удавалось поддерживать хорошие отношения с мусульманскими властями, однако в результате денежного конфликта он был взят под стражу, несколько церквей в районе Куфы и Хиры разрушены. Освободившись, Ишояв III решил перенести свою резиденцию из Селевкии-Ктесифона в монастырь Бет-Аве. Он попытался создать духовную школу при обители, но, встретив упорное противодействие настоятеля и братии, перенёс её в родное селение Куфлана. На смертном одре Ишояв III назвал своим преемником ближайшего ученика – Георгия Кафрского. Сохранилось собрание писем Ишоява III, охватывающих периоды его служения в сане епископа, митрополита и католикоса (первые восемь из 106 посланий, как полагают исследователи, относятся ко времени монашества) и насыщенных информацией по религиозной истории эпохи. Составленная Ишоявом III биография Ишосаврана, последнего христианского мученика сасанидской эпохи (ум. в 620/621 г.), была оценена издателем Ж.Б. Шабо как одно из лучших произведений сирийской литературы. Ишояв III написал также сочинение «Опровержение (еретических) мнений» апологетического содержания (не сохранилось), догматические трактаты, проповеди, заупокойные молитвы, назидание, обращённое к посвящаемым в монашество, мемры, мадраши и др. В сотрудничестве со своим земляком и соучеником по Нисибинской школе монахом Хенанишо из Бет-Аве Ишояв III редактировал богослужебные книги и провёл литургическую реформу. Их работа отражена в трактате «Изложение церковных служб», который по традиции ошибочно приписывали Георгию Арбельскому. В рукописи XVIII в. сохранилось Похвальное слово Ишоява III, написанное его учеником католикосом Хенанишо I, практически не содержащее биографических деталей. Память Ишоява III (вместе с другими почитаемыми католикосами) совершается в Церкви Востока во вторую пятницу (в Малабарской церкви – в третье воскресенье) периода Благовещения.

 
PR-CY.ru