ИУСТИН, Полянский Михаил - Страница 11

Сочинения Иустина, весьма разнообразные по содержанию, исследователи делят на четыре группы: догматические, историко-патристические, работы по аскетике и нравственному богословию, гомилетические. Среди догматических трудов Иустина основное место, по мнению исследователей, занимает «Православно-христианское вероучение или догматическое богословие», составленное по семинарской программе. По мнению критиков, эта работа не является самостоятельным научно-богословским исследованием, а представляет собой систематический свод русской литературы по догматическим вопросам, написанный доступным языком, что позволяло использовать его как пособие по догматике в семинариях. Часть первая этой работы – «О Боге в Самом Себе и об общем отношении Его к миру и человеку» (СПб., 1884 г.) – журнальным определением Учебного комитета при Синоде от 29 января 1886 г. была рекомендована «к приобретению в фундаментальные библиотеки духовных семинарий» в качестве учебного пособия. В июле 1886 г. Учебный комитет дал положительный отзыв и о второй части труда – «О Боге в Его особенных отношениях к человеку и миру» (в рукописи), и решением Синода от 23 июля – 10 августа это сочинение было рекомендовано в качестве пособия для изучения догматического богословия в семинариях. Полностью труд опубликован в третьем и четвёртом томах собрания сочинений Иустина. Центральное место среди историко-патристических трудов Иустина занимает обширная монография (магистерская диссертация) «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина». По мнению критиков, «автор довольно удачно систематизировал аскетическое учение св. Исаака, изложенное у св. отца своеобразным языком и часто без внутренней связи» (ПБЭ. 1906. том 7). В начале второго тома собрания сочинений Иустин даёт краткий курс патристики под заглавием «Светила Церкви», приводит ряд кратких жизнеописаний. Там же он поместил несколько отдельных монографий: «Преподобный Нил Сорский», «Святой Иустин Философ», «Епископ Феодор Анкирский», «Епископ Климент Анкирский», «Святой Димитрий Ростовский». Из работ Иустина в области нравственного богословия Сергей Викторович Троицкий отмечал «Очерки основных положений христианского нравоучения», «Мысли на каждый день года», «Зерцало православного исповедания святителя Димитрия Ростовского» и др. Особое место в духовном наследии Иустина занимают сочинения по аскетике, в том числе «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни» (Рязань, 1885 г., М., 1902 г.), а также «Келейное правило», о котором высоко отозвался митрополит Мануил (Лемешевский).

 



 
PR-CY.ru