ИУСТ - Страница 3

Хронологические несоответствия не позволяют исследователям признать эти сведения достоверными. В «Мартирологе» Адон указал, что Иуст скончался 14 октября, его тело было привезено в Лугдун 4 августа и похоронено 2 сентября. К IX в. относится также стихотворная эпитафия Иусту, текст которой известен исследователям из рукописей, составленной, по их мнению, Флором Лионским. Содержание эпитафии соответствует данным, приведённым в Житии. По средневековым легендариям исследователям известна «смешанная» редакция Жития Иуста, в которой часть повествования заимствована из краткой редакции, часть – из пространной. Краткие сказания об Иусте представлены в приложениях к «Золотой легенде» Иакова из Варацце и в «Перечне святых» Петра Наталиса. Самое раннее упоминание о богослужебном поминовении Иуста принадлежит Сидонию Аполинарию, который в письме к Эрифию (469 г.) описал своё участие в праздновании дня памяти святого в Лугдуне. Богослужение совершалось в «просторнейшей» («capacissima») базилике с галереями («diffusis cryptoporticibus»), которая, однако, не вмещала множество собравшихся паломников. Ночью состоялась торжественная процессия, затем вигилия, на которой псалмы антифонно (alternante) пели монахи и клирики. В ожидании третьего часа и мессы, которую должен был совершать епископ, паломники отдыхали на кладбище. Упоминание о «первых холодах осенней Авроры» свидетельствует о том, что Сидоний, скорее всего, присутствовал на праздновании памяти Иуста 2 сентября. Согласно «Мартирологу» Иеронима Стридонского, в конце VI в. было известно пять дней поминовения Иуста: 14 июля – кончина святого (Lugduno Galliae natale sancti Iusti episcopi et confessoris), 4 августа – перенесение его мощей из пустыни (Lugduno Galliae aduentus corporis sancti Iusti episcopi de heremo), 2 сентября – погребение святого (по некоторым рукописям, также освящение базилики – Lugduno Galliae (depositio) beati Iusti episcopi [et dedicatio basilice ipsius]), 14 октября – перенесение мощей Иуста в Лугдуне ((translatio corporis) Iusti confessoris), 21 октября – совместное поминовение Иуста и св. Виатора (Lugduno Galliae Iusti et beati Viatoris discipuli sancti Iusti episcopi). По мнению Ипполита Делеэ, поминовение Иуста под 14 июля внесено в «Мартиролог» ошибочно и является дупликацией памяти 14 октября. Исследователи полагают, что наличие столь значительного количества дней памяти Иуста связано с особым его почитанием в Лугдуне. В так называемых исторических Мартирологах IX в. число дней памяти Иуста сокращается. Так, в «Мартирологе» начала IX в. из Лиона поминовение святого указано 2 сентября и 14 октября (кончина), 21 октября указана кончина св. Виатора. По мнению А. Кантена, эти празднования были заимствованы из «Мартиролога» Иеронима Стридонского. А. Кантен также полагал, что составитель лионского «Мартиролога» использовал Житие Иуста, хотя исследователи отмечают, что прямых заимствований из Жития в «Мартирологе» нет. В первой половине IX в. Флор Лионский в «Мартирологе» указал те же дни поминовения Иуста, отметив, что 4 августа совершалась память перенесения останков (aduentus corporis) Иуста в Лион. В «Мартирологе» Адона Вьеннского (вторая половина IX в.) поминовение Иуста также указано под 4 августа (перенесение тела святого из пустыни), 2 сентября (погребение) и 14 октября (кончина).

 



 
PR-CY.ru