ИУСТ - Страница 2

Исследователям сложно установить, какая версия является первоначальной, но пространная редакция более однородна с точки зрения стилистики повествования. Ссылка на рассказы старца-пресвитера и упоминание о святых Макарии и Пафнутии, скорее всего, по мнению исследователей, являются добавлениями, целью которых было поместить жизнь Иуста в исторический контекст и обосновать достоверность изложенных в Житии сведений. Основное содержание Жития заключается в повествовании об удалении Иуста в египетскую пустыню и в описании его аскетических подвигов, которое носит шаблонный характер. Отсутствие сведений о деятельности Иуста как епископа Лугдунского позволяет исследователям полагать, что составитель Жития мало знал о святом. Согласно пространной редакции Жития, до возведения на епископскую кафедру Иуст был диаконом в городе Вьенна. Он управлял Лугдунским епископством много лет и прославился добродетелями. Это вызвало ненависть дьявола, который начал строить против святого козни. Один горожанин в припадке безумия вооружился и стал убивать людей. Когда поднялась паника, он скрылся в церкви и, угрожая поджечь храм, вынудил Иуста поклясться, что его заключат в темницу и сохранят ему жизнь. Однако после выхода из церкви убийца был немедленно растерзан толпой. Иуст счёл себя виновным в этом и недостойным занимать епископскую кафедру. Спустя некоторое время, возвращаясь из Италии, Иуст остановился близ Турнона (ныне Турнон-сюр-Рон, департамент Ардеш) и, решив не продолжать путь в Лугдун, созвал близких людей, попрощался с ними и поспешно отправился обратно. Прибыв на берег моря, между Арелатом (ныне Арль) и Массилией (ныне Марсель) он обнаружил судно, готовое отплыть в Египет. За Иустом последовал юный чтец Виатор, который умолил святого взять его с собой. В египетской пустыне Иуст и Виатор поселились среди монахов, причём святой из смирения скрывал свой епископский сан. Через некоторое время на собрании монахов некий паломник из Галлии узнал Иуста и открыл его тайну. Затем в Египет для встречи с Иустом приехал пресвитер Антиох из Лугдуна (впоследствии ставший епископом), чьё прибытие святой предсказал заранее. Перед кончиной Иуст сообщил скорбевшему Виатору, что он также вскоре умрёт. Усердием жителей Лугдуна останки святого были перенесены в Галлию. Изложенная в Житии легенда об удалении Иуста в египетскую пустыню соответствует данным, приведённым в «Мартирологе» Иеронима Стридонского. По мнению Луи Дюшена, при составлении галльской редакции «Мартиролога» в конце VI в. в Автиссиодуре был использован календарь Лугдунского епископства. В «Мартирологе» указаны пять дней поминовения Иуста, в том числе перенесение его тела из пустыни (4 августа) и память св. отрока Виатора или Виктора, ученика Иуста (21 октября). Таким образом, в конце VI в. было известно о кончине святого в некой пустыне и о его ученике Виаторе. Более подробные сведения об Иусте исследователи находят в источниках IX в., прежде всего, в сочинениях Адона, архиепископа Вьеннского (ум. в 874/875 г.). Адон был знаком с Житием Иуста, пересказ фрагментов из которого включён в составленный им «Мартиролог», в «Хронике» он указал дополнительные подробности: Иуст был уроженцем Вьенны, вырос при Вьеннском епископе Пасхазии и служил диаконом при епископе Клавдии (упоминается под 441 и 442 гг.).

 



 
PR-CY.ru