ИУЛИАНИЯ - Страница 4

В композиции «Собор Киево-Печерских святых» Иулианию обычно писали в центральной (княжеской) группе справа, возле чудотворцев Дальних пещер, как правило, первой в третьем ряду напротив великомученицы Варвары, с десницей на груди. Изображение ее одежд и головного убора на иконах и эстампах варьируется. Иногда Иулиания показана с непокрытой головой, как на иконе второй половины XVIII в. из Киево-Печерской лавры (Киево-Печерский музей-заповедник); чаще её голова покрыта платом и увенчана короной: на гравюре В. Белецкого (1751 г., Российская государственная библиотека), на иконе последней трети XVIII в. (1771 г.?, Иркутский областной художественный музей), на палехской иконе первой половине XIX в. из частного собрания. Обычно св. княжна изображена просто в княжеском венце или в небольшой короне: на иконе первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (музей Андрея Рублёва), на раскрашенных гравюрах первой четверти и первой трети XIX в. (Российская государственная библиотека, Литературный музей), на эмалевом образе третьей четверти XIX в. из Нововалаамского монастыря (Финляндия), в иконописном среднике второй половины XIX в. на трёхстворчатом складне с резными праздниками на створках (музей Андрея Рублёва), на иконах последней четверти XIX в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря и из церкви Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской Ивана Дмитриевича Сытина (церковь великомученицы Варвары в Казани). На иконе второй половины XIX в. из частного собрания Иулиания находится справа в самом дальнем (последнем) ряду вместе с другими св. жёнами; на овальном эмалевом образе второй половины XIX в. (музей Андрея Рублёва) – ближе к центру; на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (Русский музей) Иулиания – первая в пятом ряду правой группы. В поздней тиражной графике, особенно в произведениях мастерской Киево-Печерской лавры, образ Иулиании помещён в левой части композиции среди чудотворцев Ближних пещер (в третьем ряду), например, на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. (Литературный музей, Российская государственная библиотека), а также на хромолитографии конца XIX – начала XX вв. (Почаевская Успенская лавра). Образ Иулиании включался в иконографию «Собор святых жён, просиявших в Русской земле», получившую распространение во второй половине XIX в. На хромолитографии конца XIX – начала XX в. из церкви во имя апостола Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге Иулиания изображена участвующей в шествии св. жён во главе с равноапостольной княгиней Ольгой. Икона была обретена в 2002 г. в деревне Дмитриево Череповецкого района Вологодской области, на берегу Рыбинского водохранилища, исследователи полагают, что происходит из Леушинского монастыря. В составе Соборов русских святых Иулиания представлена (в группе Волынских чудотворцев) на созданных монахиней Иулианией (Соколовой)  иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. и начало 1950 гг. (обе в Троице-Сергиевой лавре), конца 1950 гг. в. (Троице-Сергиева лавра) и на списках этой композиции конца XX – начала XXI вв. Образ Иулиании вводится также в современный извод «Собор Волынских святых», как, например, на иконе из иконостаса церкви во имя преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской духовной семинарии (после 2006 г., Иулиания в верхнем ряду крайняя слева, в молении). После установления в 1984 г. празднования Собору Белорусских святых изображение Иулиании включалось в соответствующий иконографический извод. На одной из икон конца XX в. из минского кафедрального собора в честь Сошествия Святого Духа полуфигура Иулиании с крестом в руке, в красном облачении и княжеской шапке поверх белого плата помещена в верхнем ряду второй справа. На иконе начала XXI в. из кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы в Гродно Иулиания – крайняя справа в третьем ряду. Существуют современные иконы Иулиании в разных техниках исполнения, в том числе единоличные ростовые изображения работы А.В. Мельникова, Ф. Стрельцова (2010 г.), вышитый бисером поясной образ работы А.А. Петровой (2011 г.). Образ Иулиании в древнерусской стилистике (голубой плащ скреплён фибулой, на голове диадема) помещён в росписи семинарской церкви в Почаеве (около 2006 г.).



 
PR-CY.ru