ИУЛИАНИЯ - Страница 3

Сведения об облике Иулиании приводятся в иконописных подлинниках с повторением описания её облачения: «Аки Варвара, приволока лазорева, порфира камка бакан, власы по плечам, на главе венец царский» (Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.); «На главе венец, в ожерелье, в серьгах и в зарукавье, шуба бакан, испод голубцовой и камка» (Российская национальная библиотека, 1820 гг.); «Аки Ольга» (Институт русской литературы, 1830 гг.). Подробное описание облика Иулиании составлено Виктором Доримедонтовичем Фартусовым в пособии для иконописцев, изданном в 1910 г.: «Типа русского, молода, 15 лет, лицом бела и очень миловидна; одежды шёлковые: сарафан с вышитыми серебром и золотом узорами и каймами, на шее богатое ожерелье, золотые гривны с разнообразными украшениями бисером, на руках золотые зарукавья (браслеты), на пальцах драгоценные с камнями перстни, на голове венец девический, вроде узкого кокошника, золотой с разноцветными камнями и бисером, в ушах серьги золотые, украшенные драгоценными камнями и жемчугом». В середине – второй половине XIX в. на раке святой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры было помещено её изображение, воспроизводящее вид мощей: Иулиания представлена с закрытыми глазами, облачена в светлое одеяние, на голове венец, густые волнистые русые волосы лежат на плечах, в сложенных на груди руках крест. Над ракой находится поясная икона 1840 гг. работы иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры. Святая облачена в княжеские, украшенные камнями одежды голубого и красного цветов, на голове венец, пряди волос ниспадают на плечи, в правой руке длинный крест с Распятием, левая прижата к груди. Подчёркнуты юность и красота княжны; у неё большие голубые глаза, полные губы, длинный правильной формы нос, на щеках румянец. Нимб очерчен тонкой линией, вверху надпись. Поздние единоличные иконы Иулиании и её изображения среди Волынских и избранных святых встречаются в храмах Украины (особенно на Волыни). Так, её ростовой образ второй трети XIX в. на холсте (Свято-Успенская Почаевская лавра) есть в Успенском соборе Почаевской лавры в одном из пристенных иконных комплексов, слева от центрального образа Иова Почаевского (справа – князь Ярополк Владимиро-Волынский). Иулиания написана в рост, вполоборота вправо, в княжеском одеянии с горностаевой мантией, в правой руке крест. Погрудный прямоличный образ Иулиании в круге (на голове плат и диадема, руки на груди), выполненный в академической манере в конце XIX – начале XX вв., воспроизведён в приложении к «Почаевскому листку». В академической монументальной живописи изображение Иулиании, исполненное академиком Михаилом Николаевичем Васильевым, имелось среди образов русских святых в росписи 1870 гг. придела князя Александра Невского в храме Христа Спасителя. В 1999 г. оно было воссоздано Владимиром Эмильевичем Бойцовым и до деталей соответствует описанию В.Д. Фартусова. В стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, представлено шествие русских святых (конец 1860 – 1870 гг., иеродиаконы Паисий и Анатолий; поновление в 1970 гг., около 2010 г.). В композиции с фигурами подвижников XVII в. Иулиания изображена рядом с Вассианом Тиксненским и Прокопием Вятским; на ней княжеская одежда, на голове венец, правой рукой она придерживает край горностаевой мантии, левую положила на грудь. По мнению исследователей, Иулиания представлена также в монументальной композиции Собора чудотворцев Ближних пещер у св. ворот Киево-Печерской лавры (1900–1902 гг., художник В. Сонин).

 



 
PR-CY.ru