ИУНИЯ - Страница 2

У.Дж. Конибир и Дж.С. Хосон на основании того, что упомянутые выше евреи Акила и Прискила (Рим. 16:3) не характеризуются как сродники, предположили, что Андроник и Иуния, как и апостол Павел, были из колена Вениаминова. Высказывались также мнения, что они – земляки апостола Павла, т.е. уроженцы Тарса, или просто его близкие друзья. Скорее всего, как полагают исследователи, Андроник и Иуния жили в Риме. Место их тюремного заключения исследователям неизвестно (апостола Павла отправляли в темницу, согласно Клименту Римскому, семь раз). Г. Киттель считал, что апостол Павел называл Андроника и Иунию «узниками со мною» в переносном смысле слова, а Дж.Э. Фицмайер и Т. Шрайнер – что они находились в тюрьме за исповедание христианской веры, но не обязательно в одно время и в одном месте с апостолом Павлом. Однако среди исследователей преобладает мнение, что выражение апостола Павла «узники со мною» следует понимать буквально. Скорее всего, как полагают исследователи, речь идёт о первом заключении апостола Павла в Риме. Поскольку Андроник и Иуния уверовали во Христа раньше апостола Павла, исследователи высказывали предположение, что они стали христианами во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи диаспоры приезжали на важнейшие религиозные праздники (ср. Деян. 2:10). В поздних преданиях Андроник и Иуния названы супругами, хотя они могли быть и братом с сестрой. Традиционный перевод выражения «прославились между апостолами» некоторые исследователи предлагали трактовать как «были известны апостолам» или «были выдающимися в глазах апостолов», что противоречит толкованиям раннехристианских и византийских писателей (Оригена, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Икумения и др.); они единодушно понимали эти слова как свидетельство известности Андроника и Иунии среди апостолов, а не по мнению апостолов, и не как факт знакомства с ними апостолов. Иуния упоминается не во всех апостольских списках; в списках византийского типа, например, в каталогах Псевдо-Ипполита и Псевдо-Дорофея, сведения об унии отсутствуют. В каталоге Псевдо-Епифания говорится, что Иуния был епископом Апамеи Сирийской. В сирийских апостольских списках сохранилось предание о том, что Иуния была схвачена и казнена на острове Самос. Память апостолов Андроника и Иунии отмечена в большинстве византийских календарей 17 мая. Под этой датой в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца Х в.) и в Минологии императора Василия II (конец X – начало XI вв.) содержится их краткое Житие, в котором в общих чертах без каких-либо географических уточнений рассказывается о распространении христианской веры Андроником и Иунией; Иуния названа «для мира умершей и только во Христе жившей». В нескольких списках Синаксарей сведения об этих апостолах содержатся под 18 мая (например, парижской рукописи 1071 г.). В некоторых рукописях имя Иунии стоит в мужском роде. Под 22 февраля в Синаксарях приводится сказание о том, что в константинопольском квартале Евгения были найдены находившиеся в земле мощи неких святых, от которых происходило множество исцелений. Через какое-то время клирику и каллиграфу Николаю было открыто в видении, что это мощи Андроника и Иунии. Синаксарное сказание датирует обретение мощей временем правления императора Аркадия (395–408 гг.) и архиерейства Константинопольского епископа Фомы I (607–610 гг.), что исследователи считают анахронизмом. Исследователи полагают, что имя патриарха Фомы I вставлено по ошибке, поскольку в этот день отмечалась его память.



 
PR-CY.ru