ИОСИФ

ИОСИФ (ум. в 1633 г.) – протосинкелл Александрийского патриархата, учитель греческого языка, переводчик церковных книг и полемических сочинений. Известен также как Иосиф Святогорец. По свидетельству церковных историков, Московский патриарх Филарет в последние годы жизни (ум. в 1633 г.) начал уделять большое внимание делам просвещения. В 1632 г. Иосиф прибыл в Москву, где ему было предложено остаться. Царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет вручили ему грамоту от 19 сентября 1632 г., в которой говорилось: «Быти ему в нашем государстве и служити нам духовными делы, переводити ему греческие книги на словенской язык и учити на учительном дворе малых робят греческаго языка и грамоте, да ему же переводити книги с греческаго языка на словенский язык». Кроме того, Иосифу и дьякону Григорию назначалось денежное содержание и выделялась каменная келья. В 1633 г. Константинопольский патриарх Кирилл I Лукарис, отвечая российскому царю и патриарху благодарственным письмом за присланные ему подарки, послал и от себя несколько духовных книг на греческом языке с просьбой передать их Иосифу для перевода. В том же письме Кирилл Лукарис сообщает о поисках второго греческого учёного мужа для службы в России. Это, по мнению исследователей, означало, что у патриарха Филарета были планы по расширению деятельности греческих учителей в Москве. Борис Львович Фонкич на основании исследований владельческой пометы, сделанной рукой Иосифа на греческой рукописи XVI в. («Номоканон»), пришёл к выводу, что Иосиф был не греком, а славянином. Благодаря сохранившимся документам Посольского приказа, которые относятся к русско-греческим и русско-украинским связям 1620–1630 гг., а также царским и патриаршим грамотам, Б.Л. Фонкич реконструировал биографию Иосифа на протяжении последних 20 лет его жизни. Согласно этой реконструкции, Иосиф, по мнению исследователей, родился на Украине, где и получил образование. До 1617 г. принял монашеский постриг, провёл значительное время на Святой Горе Афон, исследователи не исключают, что он также посетил Палестину и Синай. В 1617 г. Иосиф отправился в Константинополь, затем – в Молдо-Валахию и, наконец, в Киев, где занимался сбором пожертвований. В 1620 г. Александрийский патриарх Кирилл Лукарис (1601–1620 гг., впоследствии Константинопольский патриарх) рукоположил его во иерея и сделал своим протосинкеллом. Он же снова направил Иосифа в Киев и в западнорусские города для научной деятельности и для антиуниатской проповеди. В Киеве Иосиф жил в Киево-Печерском монастыре. В начале 1622 г. отправился за материальной помощью в Москву, где провёл год. Вернувшись в 1623 г. в Киев, Иосиф занимался переводами с греческого, несколько раз посещал Москву. В 1632 г. Иосиф вновь был радушно принят в Москве. «Каменная келья», о которой говорится в грамоте, находилась в Чудовом монастыре. О преподавательской деятельности Иосифа в этот период исследователя ничего не известно. Б.Л. Фонкич не исключает, что ему так и не удалось открыть школу по причине большого объёма переводческой деятельности. В Москве сохранилось только одно свидетельство переводческого труда Иосифа – печатное издание «Бесед» Максима Маргуния (1627 г.), на полях первых 20 листов рукой Иосифа написаны варианты перевода греческого текста. Иосиф скончался 19 декабря 1633 г., о чём свидетельствует надпись на его могиле в Симоновом монастыре. В историографии существует другая дата кончины Иосифа – 24 февраля 1634 г., основанная на датировке царского поминального пожертвования в Симонов монастырь за заслуги Иосифа. В материалах о сношениях Александрийских патриархов с Россией, собранных Порфирием (Успенским), годом последнего визита Иосифа в Москву ошибочно назван 1633-й.

 
PR-CY.ru