ИОСИФ

ИОСИФ (ум. в 570 или 575/576 г.) – католикос-патриарх Церкви Востока (552–567 гг.). Обучался медицине в Византийской империи, затем практиковал в Нисибине, принял постриг в одном из окрестных монастырей. Арамейский князь, занимавший в Нисибине пост иранского марзпана (наместника), представил его иранскому шаху Хосрову I Ануширвану, который в награду за успешное излечение распорядился совершить поставление Иосифа в архиепископы, а в мае 552 г. – в католикосы-патриархи Церкви Востока. Хотя епископат с 553 г. требовал, по установившемуся обычаю, созвать Собор для проведения преобразований в церкви, Иосиф дважды переносил его дату под разными предлогами. Собор состоялся в январе 554 г. в Селевкии-на-Тигре. Сохранился текст деяний Собора и утверждённых на нём 23 канонов. Содержание этого корпуса, связанного с именем Иосифа, косвенно свидетельствует о растущем давлении иранской государственной власти на жизнь Церкви Востока после смещения предшественника Иосифа Мар Абы I. Введение к своду гласило, что церковь пребывает в таком состоянии, как будто канонов не существовало вовсе. В четвёртом каноне осуждаются сговоры духовенства с мирянами с целью воздействия на избрание епископов. В седьмом каноне католикосу возбраняется принимать какие-либо меры без согласования, по меньшей мере, с тремя архиереями (выполнение этого правила облегчалось тем, что особые епархиальные престолы были даже внутри агломерации Ктесифона – в Дастгерде и Вех-Ардашире, а епископы из более отдалённых областей часто посещали столицу или даже постоянно пребывали там). В девятом каноне сообщается о притязаниях на епископство священников, опирающихся на могущественных покровителей. В тринадцатом каноне отмечается засилье в синодах светских лиц, «недостойных даже причастия и церковного мира», которые принимали участие в суде над пресвитерами. Порядку выборов и полномочиям главы церкви посвящены каноны 14, 15, 18 и 21. Исповедание веры, содержащееся в деяниях Собора, весьма близко к халкидонскому, хотя авторы избегают терминов «лицо» и «ипостась». При Иосифе иранская власть гораздо меньше преследовала христиан, чем при Мар Абе I, в том числе в связи с заключением мира с Византией (561 г.). Гонения касались, как полагают исследователи, главным образом, представителей иранской знати, например, св. Сиры (по мнению исследователей, скорее всего, греческая транскрипция среднеперсидского Ширен), которая, отрёкшись от маздеизма, претерпела мученичество в феврале 559 г. По сообщению Иоанна Эфесского, в правление Хосрова I при его дворе состоялся диспут о вере между монофизитским епископом Ахудэммехом (епископ с 559 г.; ум. в 575 г.) и несторианским католикосом, которым в зависимости от даты этого события мог быть либо Иосиф, либо его преемник Иезекииль.

 



 
PR-CY.ru