ИОСИФ - Страница 9

Русские власти проявляли интерес к греческой традиции. В 1649–1650 и 1651–1653 гг. в Молдавию, Валахию и на Восток для знакомства с греческой богослужебной практикой был отправлен Арсений (Суханов), который получил от Иосифа список вопросов к Константинопольскому патриарху. В патриаршество Иосифа несколько раз предпринимались попытки открытия в России школ. Преследование православных в Речи Посполитой и в Османской империи обусловило стремление властей Киевской митрополии и восточных церквей перенести школьное и типографское дело в Россию. В 1640 г. Киевский митрополит Пётр (Могила) обратился к царю Михаилу Фёдоровичу с предложением направить в Москву учёных монахов из киевского Братского в честь Богоявления монастыря для создания школы с преподаванием греческого и славянского языков. 30 сентября 1648 г. царь Алексей Михайлович обратился к Черниговскому епископу Зосиме с просьбой прислать образованных книжников иеромонахов Кирилла (Замойского), Арсения (Сатановского) и Дамаскина (Птицкого). 14 мая 1649 г. царь о том же писал Киевскому митрополиту Сильвестру (Косову), который отправил в Москву из киевского Братского училищного монастыря Арсения (Сатановского) и Епифания (Славинецкого), в 1650 г. в Россию приехал Дамаскин (Птицкий). В документах о приезде «киевских старцев» отмечалось, что они прибыли для перевода Библии и для «риторского учения». Киевские монахи поселились в устроенном Фёдором Михайловичем Ртищевым в 1648 г. по благословению патриарха московском Андреевском монастыре в Пленницах. Ф.М. Ртищев начал учиться греческому языку у Епифания (Славинецкого). Менее успешными оказались действия греков, которые стремились создать в Москве собственные училище и типографию. В 1646–1647 гг. в Россию по рекомендации Палеопатрасского митрополита Феофана приезжал для устройства греческой типографии и училища архимандрит Великой константинопольской церкви Венедикт. «По приказу Святейшего патриарха» Иосифа он должен был привезти из Константинополя грамоту «о книжной печати и о учении еллинского языку». Архимандрит Венедикт не понравился московским властям, и его с подарками отпустили. Влиятельный в Москве греческий агент Иван Петров Тафрали в поданной в июне 1649 г. Иосифу челобитной рекомендовал в качестве учителя Мелетия Сирига. Ответа на челобитную не последовало. В 1649 г. в русскую столицу вместе с Иерусалимским патриархом Паисием приехал дидаскал Арсений Грек, который вскоре был обвинён в распространении еретических учений. Следствие велось в Посольском приказе и в Патриаршем Судном приказе, по приговору этих ведомств Арсений был сослан в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь.

 



 
PR-CY.ru