ИОСИФ - Страница 8

В 1640 гг. митрополит Пётр (Могила) стремился возобновить связи с Москвой. Постоянный обмен посольствами установился после присылки митрополитом Петром в Москву частицы мощей равноапостольного князя Владимира Святославича. Как и прежде, представители православных монастырей Речи Посполитой регулярно получали в Москве финансовую поддержку. Такая же ситуация сохранилась и при следующем Киевском митрополите – Сильвестре (Косове). Несмотря на то что Иосиф подписал решения Земского собора 1651 г. о возможности войны с Речью Посполитой для защиты православного населения Польско-Литовского государства, при нём возродилась практика перекрещивания выходцев из юго-западнорусских земель («белорусцев»). Иосиф вернулся к уже забытому в русской церковной практике «Указу, како изыскивати и о самех белорусцех», принятому на Соборе 1620 г. и регламентировавшему присоединение представителей Западнорусской митрополии к Русской церкви через перекрещивание (опубликовано в Требниках 1624, 1639, 1651 гг.). Многие казаки, переселившиеся в 1640 – начале 1650 гг. в Россию, были вторично крещены. Не менее тесными были связи Московского патриархата с восточными христианскими церквами, представителям которых также оказывалась регулярная финансовая поддержка. В патриаршество Иосифа православные греки перенесли в Россию ряд святынь. Весной 1642 г. архимандрит афонского Пантелеимонова монастыря доставил мощи мученика Евстратия и кровь великомученика Пантелеимона. Грек предложил привезти в Россию длань Григория Паламы, в 1647 г. был доставлен перст этого святого. В 1644 г. в Москву прибыла десница апостола Андрея Первозванного, в январе 1647 г. Константинопольский патриарх Афанасий III Пателларий прислал частицу Животворящего Древа и частицу мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы. В 1648 г. бывший митрополит Навпакта и Арты Галактион передал царю Алексею Михайловичу серебряный крест с частицей Животворящего Древа, архимандрит из янинского Успенского монастыря Иеремия вручил мощи преподобного Евфимия, афонский Эсфигменский архимандрит Анфим – частицу главы Иоанна Предтечи. В том же году епископ Камбании Киприан передал в дар царю мощи Иоанна Златоуста (Иосиф принял Киприана с недоверием и потребовал представить свидетельство его епископского сана). В 1649 г. митрополит города Велла Даниил и Коринфский митрополит Иоасаф привезли в Россию мощи Петра Александрийского и «образ резной 12 праздников Владычных, обложен серебром, да в том же образе мощи св. апостола Павла да смирно». Прибывший в Москву осенью 1650 г. епископ города Ларисса Иоасаф на приёме во дворце преподнёс Алексею Михайловичу мощи Георгия Победоносца.

 



 
PR-CY.ru