ИОСИФ - Страница 5

Среди предложений, представленных царём Алексеем Михайловичем Собору 9 февраля 1651 г., есть запись: «А священническому и иноческому чину от пиянства трезвитися и сквернословия отнюдь бы не держатися не токъмо в церкви, но и в миру; на них многие мирские люди соблажняются». Предостережения от пьянства встречаются во многих указах царя и патриарха. В 1652 г., уже после смерти Иосифа, с целью сократить пьянство среди простого народа была подготовлена и проведена кабацкая реформа. Шла борьба и с другими негативными явлениями. 16 февраля 1646 г. Иосиф окружным наказом, данным по указу царя, запретил нищим просить милостыню во время богослужения (Акты археологической экспедиции). 17 марта 1647 г. по повелению царя Освященный Собор запретил трудиться в воскресенье, а в субботу указал заканчивать работу перед вечерней службой, при этом полагалось закрывать торговые ряды и бани. В воскресенье разрешалось лишь ненадолго открыть продуктовые лавки. Указано было прекращать торговлю во время крестных ходов (Акты археологической экспедиции). В 1648 г. по указу царя и патриарха была поставлена вне закона матерная брань, за которую теперь полагались «торговая казнь» и «духовное запрещение» (Акты археологической экспедиции). Было решено прекратить торговлю табаком, который считался сатанинским зельем, но продавался через казну. 6 декабря 1648 г. Алексей Михайлович указал изымать табак у торговавших им целовальников в казну и сжигать. Продажу табака запретили под угрозой наказания кнутом. В 1649 г. вышел царский указ, запрещавший неблагочестивые действия: скоморошество, «безчинные» пляски, катание на досках и качелях, кулачные бои, пьянство, чародейство, гадания, игру в зернь, карты, шахматы; «безчинников» полагалось бить батогами. В 1649 г. государство исключило азартные игры из числа дозволенных промыслов, с которых взимались налоги; полностью прекратилась практика передачи азартных игр на откуп. Окружная царская «по совету с патриархом» грамота от 8 ноября 1650 г. запрещала жить без духовного отца; ослушников духовным властям предписывалось «смирять по своему разсмотрению» (в основной части этой грамоты говорилось о молебствии и посте во время неурожая, наводнений, пожаров и падежа скота). Посыл к обновлению и исправлению жизни страны после Смутного времени на основе более глубокого воцерковления народа исходил не только из столицы – одним из центров этого движения в 1640 гг. были нижегородско-суздальские земли, в первую очередь, Нижний Новгород. Исследователям известны местные священники, которые отличались подвижнической деятельностью по исправлению народных нравов и утверждению благочестия (провинциальные ревнители благочестия), – Аввакум Петров, Иоанн Неронов, Конон Петров и др. Из Нижнего Новгорода происходил Стефан Вонифатьев, который наряду с влиятельным придворным – постельничим Фёдором Михайловичем Ртищевым оказывал всемерную поддержку провинциальным ревнителям. Важнейшими направлениями деятельности ревнителей благочестия стали борьба против «многогласия» (одновременного чтения или пения за богослужением нескольких текстов) и утверждение «единогласия». Этот вопрос особенно остро встал в патриаршество Иосифа.

 



 
PR-CY.ru