ИОСИФ - Страница 4

Признавалось право церкви на уже находящиеся в её распоряжении земельные владения, однако в 1651 г. правительство распорядилось «отписать на государя» деревни, купленные или полученные в заклад монастырями и приходами, если эти деревни расположены в чёрных тягловых волостях (Акты археологической экспедиции, том 4). Были отменены податные льготы жителей монастырских и церковных слобод. Посады и слободы, расположенные на церковных и монастырских землях и освобождённые благодаря различным привилегиям от тягловой повинности, передавались в ведение государственной казны, духовным учреждениям было запрещено приобретать и основывать такие слободы (Акты археологической экспедиции, том 4). Церковь утратила около 80% своих городских дворов, серьёзно пострадал при этом патриарший дом. По Соборному уложению духовенство лишилось судебного иммунитета, все судебные дела (исключая дела по церковным вопросам) передавались в Монастырский приказ, учреждённый по челобитью «выборных людей», во главе которого был поставлен мирянин – окольничий князь Иван Андреевич Хилков (Меньшой). При Иосифе среди судей в Монастырском приказе были и духовные лица. Юрисдикция Монастырского приказа в отличие от юрисдикции приказа Большого дворца, ранее ведавшего монастырями, распространилась на всё духовенство, за исключением патриарха. Статьи Уложения не относились к патриарху и жившим в его вотчинах людям, которых судил сам патриарх (за исключением дел о «душегубстве и разбоях»). Подчинение духовенства суду гражданских властей не соответствовало каноническим нормам. До принятия Уложения 1649 г. патриарший дом и монастыри получали из государевых и частных владений в дар земли. В 1646 г. Алексей Михайлович пожаловал Иосифу для московского Новинского монастыря земли, которые раньше находились в ведении Конюшенного приказа, а также осадный двор в Москве. В 1648 г. царь присоединил к домовым патриаршим монастырям самарский Преображенский монастырь с вотчинами и угодьями. В 1644 г. Иосиф приобрёл у В.И. Шереметева «отхожие земли и сенные покосы» деревни Уборы в Звенигородском уезде. В 1643/1644 г. у С.И. Урусова были куплены в Московском уезде «селцо да две пустоши». С.И. Урусов дал Иосифу запись, что оставшуюся у него от этой вотчины пустошь Новинки он не продаст никому, кроме патриарха. Важным явлением времени патриаршества Иосифа было движение за обновление общественной и церковной жизни, зародившееся вскоре после окончания Смутного времени и связанное с преодолением последствий гражданской войны и интервенции (см. Ревнителей благочестия кружок). Во второй половине 1640 гг. последовала серия царских и патриарших указов, регламентировавших жизнь общества и нацеленных на укрепление благочестия. Важнейшим направлением стала борьба с пьянством. 15 марта 1647 г. царским указом насельникам Соловецкого монастыря было запрещено держать в кельях «пьянственное питье» (Акты археологической экспедиции, том 4). В 1649 г. в епархии были отправлены патриаршие и царские грамоты, запретившие держать в монастырях «хмельное питье» (Акты археологической экспедиции, том 4).

 



 
PR-CY.ru