ИОВ - Страница 7

Иову посвящена «Лествица к небеси», силлабическая поэма неизвестного автора, предположительно датируемая концом первого или первой половины второго десятилетия XVIII в. Пётр I пожаловал Иову свой нагрудный портрет (эмаль на золоте) и «кавалерию» с костяным образом апостола Андрея Первозванного. Отпевание и погребение Иова в Мартирьевской паперти новгородского Софийского собора возглавили Рязанский митрополит Стефан (Яворский) и Астраханский епископ Иоаким. Память Иова чтится на его родине в посёлке Катунки, в 2009 г. там был заложен памятник митрополиту. Библиотека Иова, находившаяся после его смерти в загородной резиденции Новгородских архиереев Колмовом Успенском монастыре, а частично переданная в Новгородскую духовную семинарию, представляла, согласно посмертной описи 1716 г., значительное книжное собрание: 345 рукописных и печатных книг и 11 связок непереплетённых рукописей (около 90 названий). В целом библиотека отражает, с некоторыми особенностями, вкусы и интересы великорусского иерарха рубежа XVII и XVIII вв., свыше 40% её составляют рукописные книги. Преобладает церковная тематика, в том числе творения современников Иова – Симеона Полоцкого, Ростовского митрополита Димитрия, митрополита Стефана (Яворского), актуальные для того времени и Новгородской епархии антистарообрядческие полемические сочинения. В числе трудов по церковной и гражданской истории, российской и всемирной, представлены летописцы, «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония, «История о создании и разорении града Трои», «История Александра Македонского», «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря и др. В книжном собрании Иова имелось 74 книги на греческом, латинском и польском языках. Книги и рукописи филологического содержания (лексиконы, грамматики, учебник латинского языка Альвара) связаны, по мнению исследователей, в немалой степени с организацией работы семинарии. Наличие в библиотеке около полутора десятков книг по военной, морской и инженерной тематике отражает, по мнению исследователей, не интересы владельца, а является результатом официальной рассылки изданий, характерной для Петровского времени. Гравюра с изображением Иова была опубликована в 1861 г. в журнале «Странник». Иов показан старцем в белом куколе и мантии с истоками, на груди – панагия, правой рукой благословляет, в левой держит чётки и посох. У него раздвоенная борода до груди. Внизу листа подпись: «Смиренный митрополитъ Iв». Там же приводятся сведения о том, что гравюра сделана с портрета, полученного от ректора Новгородской духовной семинарии архимандрита Макария (Миролюбова; впоследствии архиепископ Донской и Новочеркасский). На его оборотной стороне была надпись: «Подлинный портрет писал постриженик Софийский монах Геннадий Смоленский. Писана персона рачением Хутыня монастыря архимандрита Вениамина, апреля в 1 день 1720 года. Оный преосвященный митрополит Иов росту был двух аршин шести вершков с половиною». Дмитрий Александрович Ровинский приводил сведения о картине, где представлено бракосочетание царя Петра I и Екатерины I в 1712 г., на которой Иов изображён в рост, благословляющим супругов. В Румянцевском музее среди 302 портретов русских деятелей находился карандашный портрет Иова. В 2008 г. на основе гравюры, опубликованной в журнале «Странник», Т.А. Черепановой был выполнен ряд портретов Иова в различных живописных техниках (акварель, масло; частное собрание).



 
PR-CY.ru