ИОВ - Страница 6

В 1708 г. началось церковно-административное обособление Санкт-Петербурга, куда для заведования церковными делами города и присоединённых во время войны территорий был вызван архимандрит Феодосий (Яновский). Иов выдал ему подробную инструкцию, но архимандрит Феодосий не довольствовался положением временного поверенного. Он добился создания в столице Александро-Невского монастыря (впоследствии лавра) и своего назначения на должность настоятеля. При подготовке царского указа об открытии монастыря архимандрит Феодосий не счёл нужным согласовать с Иовом вопрос о передаче монастырю в качестве приписной валдайской Иверской обители. Митрополит увещевал архимандрита: «Скачеши высоко, бойся, да не поползнешися глубоко». В марте 1713 г. Иов выслал ему благословенную грамоту и антиминс к освящению монастырской церкви. 18 января 1708 г. по прошению митрополита, который часто и подолгу болел, в Москве состоялась хиротония во епископа Ладожского, викария Новгородской епархии архимандрита Иоиля. После кончины епископа Иоиля в 1712 г. Иов полтора года оставался без викария. Он просился на покой в Троице-Сергиев или в Колмов монастыри, но Пётр I не отпускал его. 24 января 1714 г. во епископа был хиротонисан архимандрит Аарон (Еропкин), который стал новым викарием Новгородской епархии с титулом Корельский и Ладожский. Весной 1714 г. Иов в последний раз посетил Санкт-Петербург, где провёл около двух месяцев. В новой столице к этому времени уже был устроен дом для приезда архиерея – первое Новгородское подворье. Участие Иова в созидании города на Неве было разносторонним: по многочисленным заявкам он направлял туда певчих, иконописцев, каменщиков, столяров, плотников и принимал меры к подготовке необходимых специалистов в Новгороде. В 1715 г. к Софийскому дому были присланы 60 дворянских детей для обучения чтению и письму. В просветительской деятельности Иов опирался и на древнюю культурную традицию, и на «новины». Так, он развивал традиции новгородского летописания, по его благословению продолжалась работа над Новгородской третьей летописью, начатая при Новгородских митрополитах Иоакиме (впоследствии патриарх) и Корнилии. В то же время Иов предпринял попытку издать в Новгороде Лексикон греко-славено-латинский иеромонаха Епифания (Славинецкого). Поддерживал контакты со многими представителями интеллектуальной элиты России рубежа XVII и XVIII вв., в том числе принадлежащими к противоположным идейным группам («грекофилам» и «латинствующим»). Вёл обширную переписку с Ростовским митрополитом Димитрием Саввичем (Туптало), Казанским митрополитом Тихоном (Воиновым), Нижегородским митрополитом Сильвестром (Холмским), архиепископом Холмогорским Афанасием (Любимовым), Фёдором Поликарповичем Поликарповым-Орловым и др.; тесно общался с архимандритом Гавриилом (Домецким), который оказал на него значительное влияние. В период дискуссии о новом переводе Библии архимандрит Гавриил по просьбе Иова написал отзыв на «Обличение на гаждатели Священнаго писания Библии» монаха Евфимия Чудовского. В письмах к «власть имеющим» Иов часто просил оказать «благоприятство человеколюбивое… в несносных крестьянских тягостех и денежных платежах». В одном из наставлений царевичу Алексею Петровичу Иов указывал, на чём должно держаться христианское царство: «Царь мужественен и благочестив, Архиерейское начальство и училище православное».

 



 
PR-CY.ru