ИОВ, Иоанн Иоаннович - Страница 6

Преподобный с окладистой светлой бородой изображён сидящим на широком пне, рядом – череп человека, в руках – крест и раскрытая книга. На фоне – гора с небогатой северной растительностью, действительно напоминающая Голгофу на Анзере, на её вершине – пятиглавая церковь. Рассказ Жития Иова о видении святому Пресвятой Богородицы и Елеазара Анзерского нашёл отражение в иконописи. По описи Соловецкого монастыря начала ХХ в. иконы с таким сюжетом находились в храмах острова Анзер: в часовне преподобного Елеазара – «Явление Божьей Матери преподобному Иисусу Голгофскому, длиною 24, шириною 12 вершков»; в притворе церкви Распятия Господня – «Явление Пресвятые Богородицы Иисусу Голгофскому, длиною 31, шириною 24 вершка; на ней риза и два венца сребропозлащённые, чеканной работы; на Богородице венец с короною, украшенный стразами и разноцветными стёклами; вверху церковь и сияние, а внизу подпись – белыя; зарукавья у Богородицы низаны мелким жемчугом; весу двадцать пять фунтов» (Государственный архив Архангельской области). В церкви Распятия Господня на стене висел образ Соловецких чудотворцев: «Преподобные Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, Елеазар и Иисус Голгофский» (Государственный архив Архангельской области). Изображение горы Голгофы стало важным дополнением к образу Иова как в живописи, так и в графике. Так, на гравюре «Свято-Распятский скит на Анзерском острове, на горе Голгофе» 1830 г. (оттиски офорта в собраниях Русского музея, Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии) значительную часть композиции занимает высокая гора с растительностью, животными, а также с многочисленными постройками на вершине и склонах. Над горой – образ Распятия Христова с предстоящими, по сторонам – фигуры преподобного Елеазара и Иова в молении. В Соловецком патерике помещена иллюстрация с изображением Иова, созданная в Соловецком монастыре и отпечатанная в 1897 г. в литографии Вильгельм Веферс в Санкт-Петербурге. Иов представлен фронтально в рост, в схиме и мантии, руки с чётками сложены на груди; на фоне – водная гладь и высокая гора с церковью на вершине. Икона Иова была написана в Соловецком монастыре в 1999 г. ко дню памяти святого 6/19 марта (в настоящее время образ находится на острове Анзер в алтаре Воскресенской церкви). Иов изображён по пояс, вполоборота влево, в мантии и куколе, с окладистой седой бородой, в покрытой мантией правой руке – модель пятиглавого храма с колокольней, напоминающего церковь на Голгофе. К всероссийскому прославлению Иова в 2000 г. написаны новые образы преподобного, в частности, на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000 г., Н.В. Масюкова) из храма Христа Спасителя в Москве. Фигура Иова с одноглавым белокаменным храмом в руках помещена в правой части композиции, у святого длинная, немного раздвоенная борода и волосы на прямой пробор с небольшой проседью. Иконы Иова вместе с другими Соловецкими чудотворцами созданы для Соловецкого монастыря, например, «Преподобные Елеазар и Иов Анзерские чудотворцы» конца XX в. – святые представлены стоящими на скалистом острове, фронтально, с храмами в руках. Образ Иова включён в состав современной композиции «Собор Соловецких святых», например, 2005 г. из церкви Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого монастыря) – в первом ряду крайний слева, в куколе, с храмом в руке. В 1990 гг. были созданы графические листы с иллюстрациями к Житию святого.



 
PR-CY.ru