ИОВ, Иоанн Иоаннович - Страница 3

Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, Иов хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части преподобным Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667–1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить преподобного Елеазара и Иова как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: семь глав из восьми открываются небольшими вступлениями, посвящёнными преподобному Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность Иова по возвращению собственности скита. При Иове число насельников увеличилось до 30 человек. Монахов, желавших отшельничества, Иов благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архимандрита Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Он стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед. 18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях Иова и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиакона Паисия, который подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы преподобный Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресвятая Богородица и Елеазар Анзерский. Пресвятая Дева повелела преподобному Иисусу вместе с учениками схимонахом Матфием и монахом Макарием основать на горе, которую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Другой голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиакону Паисию, который вырезал на кресте, изготовленном преподобным Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресвятая Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упразднённый скит стал местом гибели многих мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. преподобный Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили её св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресвятой Богородице. В 1713 г. преподобный Иисус и монах Макарий были у холмогорского архиепископа Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство двух каменных церквей: на горе – в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресвятая Богородица, – в честь Успения Божьей Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору – Голгофа. 18 сентября 1714 г. святой просил у архиепископа Варнавы разрешение вместо двух храмов поставить небольшую деревянную церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия.

 



 
PR-CY.ru