ИОВ, Иоанн Иоаннович

ИОВ, Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус (1635–1720 гг.) – Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита, преподобный (память 6 марта, 29 мая, 9 августа – в Соборе Соловецких святых).  Сведения об Иове содержатся в двух Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828–1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие Иова, архимандрит Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь. Памятник известен исследователям в трёх списках XIX в., которые принадлежат к одной редакции, но представляют собой два варианта текста. Исследователи отмечают, что второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни Иова, известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении Иова на Соловках – грамоту холмогорского архиепископа Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиепископа Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архимандрита Фирса (Шарапова) о приёме в монастырь священника Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиепископа Варнавы (Волатковского), посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сентября 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архимандриту Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-Распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архимандритом Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий монастырь в 1861–1865 гг. Грамоты, которыми пользовались составители Житий Иова, хранились в ризнице Соловецкого монастыря. Документы Голгофо-Распятского скита имели свои описи: 1801 г. (Российская национальная библиотека) и 1826 г. (музеи Московского Кремля). Архимандрит Досифей (Немчинов) копировал грамоты, относящиеся к Голгофо-Распятскому скиту (Российская национальная библиотека, музеи Московского Кремля), и опубликовал их в составе ризничной коллекции документов Соловецкого монастыря. О деятельности Иова как строителя Анзерского Свято-Троицкого скита и основателя Голгофского скита сообщается во вкладной книге Свято-Троицкого скита, написанной по благословению Иова его учеником монахом Макарием в 1710 г. Об основании Иовом Голгофо-Распятского скита рассказывается в посвящённой этому событию повести, составленной в 1713–1715 гг. кем-то из учеников святого, по мнению исследователей, монахом Макарием. Примечательно, что, за исключением заглавия произведения, имя Иова в тексте не упоминается, по мнению исследователей, потому, что Иов запретил жителям Соловков о себе рассказывать (об этом сообщается во вкладной книге Анзерского скита 1710 г.).

 



 
PR-CY.ru