«ИОАННА ДЕЯНИЯ»

«ИОАННА ДЕЯНИЯ» – раннехристианский апокриф, описывающий служение апостола и евангелиста Иоанна Богослова, один из древнейших памятников христианской письменности. Исследователи полагают, что автором «Деяния Иоанна» был обращённый в христианство грек-язычник, имевший неплохое образование и знавший античную литературу (прежде всего, философию и греческий роман). Хотя жизнь апостола Иоанна, согласно церковному Преданию, была связана с Эфесом, незнание автором «Деяний Иоанна» эфесской топографии исключает появление апокрифа в этом городе. Судя по лексике, исследователи делают вывод, что автор «Деяний Иоанна» мог быть египтянином. В IV–V вв. «Деяния Иоанна» вместе с «Деяниями» апостолов Петра, Павла, Андрея и Фомы были включены в корпус, который был надписан именем Левкий Харин. По мнению исследователей, так звали автора «Деяний Иоанна». Поскольку влияние «Деяний Иоанна» обнаруживается в других апокрифических Деяниях апостолов, исследователи предполагают, что текст «Деяний Иоанна» был составлен в середине или во второй половине II в. Несмотря на наличие в тексте многих античных мотивов и образов (в частности, сближающих «Деяния Иоанна» с греческим романом), жанр «Деяний Иоанна» исследователям определить достаточно трудно, даже подражание каноническим «Деяниям святых апостолов» не является определяющим признаком. Текст «Деяний Иоанна» целиком не сохранился, прежде всего, из-за того, что был осуждён церковью. К тому же большой объём текста было неудобно копировать. В рукописи от оригинального текста сохранились лишь главы 87–105. Главы 106–115 с описанием кончины содержатся в службе на преставление апостола Иоанна Богослова. Поздние переработки «Деяний Иоанна» позволяют исследователям реконструировать часть текста: греческие «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора (V в.) – главы 18–55 и 58–86; латинские «Virtutes Iohannis» (VI в.) – главы 62–86; оба текста – главы 106–115. Последние главы исследователи реконструируют также на основании восточных переработок «Деяний Иоанна». Кроме того, фрагменты «Деяний Иоанна» содержатся в апокрифическом «Послании Псевдо-Тита» (около 400 г.), в папирусе IV в. и в ирландской «Liber Flavus Fergusiorum» (XV в.). Первым реконструировал древние «Деяния Иоанна» М. Бонне. Он ошибочно, как полагают исследователи, включил в неё главы 1–17, а один фрагмент поместил в главах 87–105, тогда как на самом деле он должен находиться между главами 36 и 37. В издании Э. Жюно и Ж.Д. Кестли эти ошибки исправлены, однако нумерация глав сохранена, так что порядок глав в их реконструкции «Деяний Иоанна» следующий: 18–36, 87–105, 37–86, 106–115. Начало «Деяний Иоанна» не сохранилось. Исследователи предполагают, что там, как и в «Деяниях апостола Фомы» (начало III в.), описан момент распределения между апостолами стран для проповеди Благой вести, св. Иоанну доставалась провинция Асия.

 



 
PR-CY.ru